Легендарный (задолго до старта проката) фильм «Вызов» (12+), частично снятый в космосе, вышел на большие экраны. На показе побывал и благовещенский кинолюбитель Клим Васильев. С Amur.life он поделился своими впечатлениями от увиденного.
В космической Амурской области премьера явно обласкана вниманием: в кинотеатре Благовещенска «Вызову» отданы около 20 сеансов в день, тогда как остальным досталось максимум 3-4 сеанса. И это, учитывая, что российская космическая картина длится почти 3 часа, а значит, один зал за день может показать ее не более четырех раз.
Что называется, спрос налицо. Или нет?
Прежде чем я перейду к рассмотрению «Вызова», считаю своим долгом заявить: это совершенно потрясающе, что немалый кусок фильма сняли на МКС. Каждый раз, когда задумываюсь об этом, у меня мурашки по коже бегут от осознания крутизны происходящего. Юлия Пересильд однозначно совершила актерский подвиг, изучив для съемок две сложнейшие профессии, сев в самую настоящую ракету, которая умчала ее в космос!
Но.
Важно понять: ценно ли это само по себе? Повышает ли место съемок заведомо качество итогового продукта? Все-таки мы идем в кино на художественный фильм. На знакомство с историей, которая должна взволновать нас. Лишить покоя (на вечер или десятилетия). И для меня это важнее, чем то, снимали операцию в декорациях или на настоящей МКС.
«Вызов» – это картина о том, как обычная женщина с букетом бытовых и душевных проблем, нашла в себе силы совершить невероятное – спасти человека, нуждавшегося в ее помощи… даже не на другом конце света. А гораздо дальше. Да, от Земли до МКС всего 400 километров. Но эти четыре сотни кажутся равными световым годам и парсекам. А женщина смогла.
Картина начинается, как «Гравитация» (даже чересчур «как»), после плавно превращается в «Армагеддон» (в его первой части). И лишь часа через полтора мы начинаем смотреть фильм не похожий ни на что, а лишь на самого себя. Возможно, сегодня, в эпоху ремейков и переосмыслений, трудно создать что-то совершенно новое. И нельзя быть слишком строгим к повторяющимся сюжетным ходам. Но надо делать это как минимум лучше.
Увы, начало «Вызова» поражало какой-то бледностью. Меня неприятно удивляла скудность картинки, невыразительный цветокор, в котором нам показывают жизнь главной героини фильма – хирурга Евгении Беляевой. Та же проблема с актерской игрой. Практически у всех она неяркая, невыразительная. Герои говорят шепотом, невнятно. Я не скажу, что они играют плохо. Просто тускло. Отчасти это вполне объяснимо: дело в том, что космонавтов в этом фильме играют… космонавты. Олег Новицкий, Антон Шкаплеров, Петр Дубров – самые настоящие действующие космонавты. Понятно, что это не их профессия, они большие молодцы… Однако они плохие актеры. Можно старательно маскировать, но это факт.
Странно то, что и их профессиональные коллеги тоже дают слабину. Милош Бикович погружен в личный нуар и работает с единственной эмоцией. Юлия Пересильд, конечно, в основном хороша, но и она местами просто читает текст с выражением. Даже ярчайший Александр Самойленко в своей эпизодической роли бледен и на себя не похож. Единственный, кто идеален в каждой сцене, – Машков.
Если честно, я был обескуражен. Режиссер Клим Шипенко явно поднаторел в создании не идеальных, но ярких историй: «Салют 7», «Текст», «Холоп». А в «Вызове» после часа хронометража ничего похожего не видно. У меня возникла рабочая гипотеза: «яркость» актерки «прикрутили» специально, чтобы не контрастировать с игрой настоящих космонавтов. Но тогда получается, что фишка фильма – настоящий космос – негативно сказалась на качестве картины. Стоило ли оно того? Я до сих пор не могу дать ответа.
Трехчасовой «Вызов» развивается неспешно. Нас с головой окунули в проблемы Жени Беляевой, главной героини. Если честно, даже перестарались. Столько трудностей навалили на бедную одинокую женщину – и на работе, и в семье, и трагедии прошлого…
«Ух, наверное, непросто ей будет всё это преодолевать в себе, чтобы решиться на полет!» – думал я. И ошибся. Жене Беляевой не пришлось расти и преодолевать. Она просто всё могла изначально. Нет, в сюжете были необходимые внезапные повороты и «якобы» сложности. Но они нужны только для того, чтобы взволнованный зритель в зале хватался за сердце. А истории они были не нужны. Потому что идеальная Женя Беляева уже имела в себе всё необходимое, чтобы ответить на все вызовы.
Увы. Главная героиня фильма – еще один образчик истасканного образа Мэри Сью. Всемогущая и всепобеждающая. Это герой, которому не нужно развиваться, меняться, что-то преодолевать в себе. Так, конечно, тоже можно. Но так грустнее.
Вообще, замечаю, что наш кинематограф «передней линии» уже достаточно долго формирует однотипную галерею героев: они идеальны, но категорически неустроены в быту, в семье, в социуме. Более того, их как будто устраивает такая жизнь. Но! Если потребуется совершить подвиг, они всегда готовы. Из подобного ряда выбивается разве что «Чернобыль» с Козловским (который как только ни хаяли). А он как раз глубже и интереснее. Там герой тоже совершает подвиг, но для этого ему требуется переосмыслить себя и измениться.
Но вернемся к «Вызову». Шел третий час… Нет, серьезно, это очень длинный фильм. И самая мякотка находится в его последней трети. Сцены на МКС приятно радуют своей настоящностью. Они даже сняты околодокументально. Спасение раненого космонавта держит в напряжении (хоть мы и знаем, что его, конечно, спасут). И венцом картины является самая яркая сцена – выход в открытый космос. Снятая, кстати, явно с помощью графики, а не в реале. И я снова возвращаюсь к изначальной мысли: а сделали ли съемки в космосе фильм лучше? Не превратилось ли это просто в инструмент PR-хода?
А вдруг съемки в декорациях, с современной графикой, хорошими, яркими актерами сделали бы «Вызов» только лучше? Правда, тогда о чем кричать с каждого телеэкрана? В чем тогда была бы его уникальность?
В заключение хочу сказать, что и такой «Вызов» – это добротный фильм, вызывающий эмоции. Здорово на самом деле, что так много людей готово на всё, чтобы спасти космонавта, оказавшегося в одиночестве в космической пустоте. Что лучшие хирурги страны тратят недели на подготовку, чтобы прийти к нему на помощь. Обидно только, что нас – некосмонавтов – десятки миллионов. И нас не спешат лечить лучшие хирурги страны. Вообще, этот фильм совершенно не про нас.
Приятно, что «Вызов» достаточно честен. Прямо говорит, что в нашей стране есть прокуроры, которые могут использовать служебное положение в личных целях. И что лучший способ поставить их на место – иметь связи в Роскосмосе. Или Генпрокуратуре.
Из однозначно негативного (уж позвольте в конце): наглый продакт-плейсмент в кадре. Генеральный партнёр фильма – банк. И дважды мы видим открытое приложение этого банка на весь киноэкран. Правда, почему-то на вражеском айфоне, а не на каком-нибудь гораздо более дружественном «сяоми»
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.