В Тынде во время ремонта в городском дворце культуры «Русь» безвозвратно утратили скульптурную композицию, которая годами украшала холл здания. Три фигуры, изображавшие реки Тынду и Амур, а также озеро Байкал были разрушены при попытке их демонтировать.
Многие жители возмутились случившимся и назвали это варварством. Разрушение композиции тындинцы комментировали в соцсетях: «Столько труда вложено в эту экспозицию, считаю, что можно было её как-то сохранить, по возможности перенести. Сделано было почётным жителем города. Образ, подчёркивающий важность Тынды, просто выкинули на мусорку»; «Это предательство тех, кто жил и работал в этом городе, кто строил этот город, и тех, кого с нами нет. Это память, а так обращаться с памятью – это наказуемо»; «Ничего личного, но эта история, которая не любит, когда её забывают. Я это панно помню ещё с 1985 года. Кроме того, как-то неприлично выглядит данная ситуация, учитывая предстоящий юбилей… Но, может быть, это просто реставрация? Тогда мои извинения. В противном случае впору на это место принести цветы»; «Те, кто по призванию должен сохранять и передавать будущим поколениям то, что сделали прошлые поколения, превращают это в строительный мусор».️
На возмущение тындинцев отреагировали местные власти. В Telegram-канале Марины Михайловой, которая в тот момент еще занимала пост мэра, свой ответ опубликовал ее заместитель Павел Козменчук.
«К большому сожалению, она начала разрушаться и тянуть стену. В любой момент могла обрушиться при капитальном ремонте туалетов», – написал заммэра.
Сама мэр была более категорична: сначала Марина Валентиновна объяснила, что в фойе ГДК идет капитальный ремонт и по проекту фойе будет иметь другой вид, а на вопрос, неужели скульптуру нельзя было вписать в другой вид, кратко ответила, что композиция «не вписалась».
«Зря мы, наверное, у РЖД денег выпрашиваем и делаем ремонты. Надо было все оставить и бюджетно побелить потолочки и стены:) По другим объектам учтем, спасибо, что раскрыли глаза», – написала Марина Михайлова.
Amur.life обратился за комментариями к председателю амурского отделения Союза художников России, заслуженному художнику России Вадиму Кондратьеву и заслуженному художнику России, академику Российской академии художеств Владиславу Афанасьеву. Оценить композицию они смогли по сохранившимся в архивах тындинцев фотографиям.
«Я думаю, власти могли бы как-то сохранить эти фигуры или передать их, если они никому не нужны. Мы бы их с удовольствием забрали. Обидно, что история уходит и памяти никакой не останется. Может, с высоты современности это не имеет особенной художественной ценности, но это история, и ее надо уважать. У нас сейчас не так много хороших скульпторов, которые могли бы делать барельефы, скульптуры… Уже мало кто занимается такими формами. Уходит время, когда была объемная скульптура, барельефы, рельефы, и это обидно. Может, там хотят реализовать суперсовременный подход, но нужно уважать историю. Такие вещи я бы не выбрасывал. Сейчас в мире, особенно на Украине, разрушают памятники. Да, может, они не такие красивые, но это история. Обидно, что по всей стране разваливают историю, которую потом никто не восстановит. Нужно беречь эту ценность и наследие», – высказался Вадим Кондратьев.
«Конечно, я деталей на знаю, но впечатление о скульптуре самое хорошее. Очевидно, перед художником стояла задача показать образ Тынды, и работа получилась очень серьезная. Почему ее решили ликвидировать? К сожалению, так часто бывает: новая метла хочет делать по-своему. Но надо было беречь то, что есть. К сожалению, мы не умеем хранить произведения изобразительного искусства, и не только. Надо уметь хранить», – заключил Владислав Афанасьев.
Свое объяснение по поводу разрушения скульптурной композиции дала руководитель ГДК «Русь» Анжела Буланова. Она рассказала Amur.life, что автор гипсовой скульптуры неизвестен, а сама скульптурная композиция нигде не стояла на учете.
По словам Анжелы Булановой, скульптурная композиция находилась на несущей стене, за которой расположен туалет. Там был запланирован ремонт. А так как стена, по словам руководителя, начала разрушаться, было принято демонтировать саму композицию. Но при попытке сделать это она разрушилась.
Фото: 2021 год, предоставлено Анжелой Булановой.
«Сама гипсовая скульптура крепилась к прутьям, к арматуре, которая была вкручена в пол. Стена начала разрушаться, и скульптура начала отходить от стены, была в трещинах. Мы ее хотели срезать и отдать музею, хотя, если честно, музей ее не хотел брать. Строители попытались ее срезать, но при вибрации она начала крошиться, рассыпаться, и мы ее демонтировали. Но срезать мы ее однозначно хотели, потому что дизайн проекта туалета и фойе у нас был уже готов», – рассказала Анжела Буланова.
Руководитель ГДК продемонстрировала, как после ремонта будет выглядеть обновлённое фойе. На стене, где располагались образные фигуры Тынды, Байкала и Амура, появится светящаяся 3D надпись – Городской дворец культуры «Русь».
По замыслу дизайнера Евгения Кравченко, который подготовил дизайн-проект, это будет фотозона.
«Пока у нас будет отремонтирован только туалет. В связи с тем, что он был старого образца, были очень узкие кабинки, не было кабинок для маломобильных посетителей, этот туалет на сегодня полностью снесли и будут делать новый по современным стандартам. На фойе, на зрительный зал у нас подготовлена проектно-сметная документация, она находится на экспертизе, после этого будем просить денег на ремонт. Нам хочется, чтобы у нас тоже было все современное. Здание не ремонтировалось с момента постройки, поэтому я отреагировала на критику нормально. Все документы у нас в порядке, есть дизайн- проект, был составлен акт, прежде чем демонтировать этот монумент. Понимаете, он нигде не стоит на учете как памятник, его как будто не существовало», – заключила Анжела Буланова.
Теперь памятника, который не существовал на бумаге, нет и в реальности. Тындинцам остается хранить утраченные скульптуры только в памяти и в фотоальбомах.
Фото: www.drive2.ru
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.