Если вас клонит в сон от слов скульптура, картины, выставка, то вы наверняка не знакомы с творчеством Александра Кантемирова. 31-летний скульптор создает шедевры из картона, бетона, камня, металла, керамики, а также хлеба, мороженого и даже куска сливочного масла. Благовещенск знает Александра как создателя гигантского пельменя, огромных рук и семьи панд в парке Дружбы. А во Владивостоке пользуются популярностью гипсовые интимные части тела, сделанные руками Кантемирова. Экскурсия по мастерской Александра – в видео. О жизни, работе и семье – в тексте Amur.life.
– Сейчас в мастерской беспорядок, но когда уберу, будет примерно также (смеется). Платных экскурсий сюда не вожу. Друзья приходят с знакомыми, которые приезжают из других регионов. Фотографы в последнее время берут в аренду и проводят здесь фотосессии. Внизу мастерская, а на втором этаже – зона отдыха. Бывает, заканчиваю работать поздно ночью, сплю здесь, а утром просыпаюсь и сразу начинаю работать.
Творчество у меня с пеленок, батя – столяр. Лучшие игрушки в детстве – молоток, топор, гвозди, пытался выпилить ружье или что-то еще. Отец всегда поддерживал и показывал, как сделать поделки – корабли, животных.
В 8 лет я прочитал книгу «Волшебник страны Оз» и решил сделать дуболома. Отец дал пень, и я половину лета рубил его топором. Не знаю, почему мне выдали пень из лиственницы, но ребенку сложно было его вытесывать. Сделал тело, голову, руки, ноги приделал. Дуболом вышел с меня ростом, очень тяжелый, я его еле-еле передвигал переставными шагами. Но всегда любил что-то делать. Бумага, пластилин – все с детства.
Потом немного ходил в художественную школу и УПК на мастера декоративно-прикладного искусства. Но лучше всего было в АмГУ. Во время учебы я очень много лепил – делал другим студентам курсовые. Потом заказы пошли от кафе местных – что-то лепить, нарисовать, задекорировать под старый город. В «77 Авеню» делал, в «Буланжери» – кукол, в кафе «Якорь» – акулу и ската делал.
Изначально занимался росписью декоративной. Работы много, было скучно, но денежно. Это Сергей Труш меня привлек. У него вообще грандиозные планы – сделать свой цех, но он не сделал. Зато сделали те, кому он рассказывал. Так что Серега в этом плане – генератор идей. Кстати, в моей мастерской у Труша была приемная, и мы за этим столом вели много диалогов о Сталине, поэтому здесь есть несколько работ с его изображением.
Муж-художник – это плохо
– До 2014 года вообще классно было – много работы, люди готовы были платить. А сейчас, особенно после 2020 года, люди не могут платить столько, сколько это стоит. Я ставлю цены 2012 года. Если идея моя, то могу сильно в цене уступить, потому что получу удовольствие от работы. В общем, муж-художник – это вообще плохо: ни шуб, ни бриллиантов. Может быть поэтому, я не женат (смеется). А может быть, привык быть один уже.
Первая работа, с которой я пришел в искусство и начал выставляться, – это маски. До этого делал коммерческие заказы или работал в стол. Сейчас не вспомню, почему именно маски. Я столько легенд напридумывал, что боюсь запутаться. Но просто всегда любил лепить лица.
Когда жил в Питере, работал в кондитерской и вырезал лицо из огромного куска масла. Зашел шеф, сказал: «Красиво, но понятно, что тебе делать нечего». И озадачил. В той же кондитерской слепил ягодицы из 60-килограммовой массы для пирожного картошка. В тот момент шеф зашел с проверяющими какими-то. Посмеялся – и сразу ко мне.
Снимал фильм хоррор о враче-психопате
– Из Питера уехал, когда развелся. Увидел объявление на сайте, что набирают творческих девушек для работы в Хэйхэ. Текст такой странный, как будто набирали девушек по вызову. Но я позвонил и поехал работать – делать мозаики из янтаря и картины писать. Там хотели открыть галерею и продавать работы, но так и не открыли. И я снова отправился домой.
А через месяц позвонил шеф из Хэйхэ. Он вообще-то башкир и живет не в России. Предложил стать режиссером фильма ужасов. Я отказывался, потому что это не моя специальность, но он уговорил. Снимали хоррор на Филлипинах. Поэтому на стенах вы видите гипсовые фигуры вульв.
Фильм назывался «Диетолог», о враче, который кормил человечиной людей, которые хотят похудеть. И там была сцена с флешбэком – почему герой стал таким. По сценарию, отца врача заставили съесть половые губы его любовницы, и в это время человек, который заставил сделать это, застрелился. Отец сошел с ума и странно воспитывал сына. Ну вот для этой сцены и нужна была вульва. Все спрашивают – слепок или нет? Шеф предлагал позвать эскортницу, чтобы я с нее лепил. Но я отказался, потому что неловко – пришел на работу, а там женщина лежит. В итоге фильм не вышел, а на съемки второго я уже не поехал. Со съемок привез слепок вульвы, а ноги и руки забыл в квартире в Хабаровске. Риелторы забрали их и пугали друг друга на разных мероприятиях.И нет, не слепок.
На удивление гипсовые фигурки вульвы хорошо берут – во Владивостоке первую партию раскупили хорошо. Партия уехала в Читу и Новосибирск. Причем они просто черные в маленькой рамке. Делали также мелки из этой формы – они не зашли, а свечки люди берут.
Когда на выставках показывал эту работу, люди видели разные смыслы: отражение России и мира в 2020 году, кто-то вложил мысль, что мужчина может искать много женщин, но это бессмысленно, потому что все одинаковы физически, и нужно искать глубже – человека, личность, а не «работать на цифру».
Еще о необычных заказах
Еще из необычных заказов – семиметровая гора из янтаря. Тот же шеф из Хэйхэ хотел такую, но, когда я сделал эскиз, обсчитал все – вышло дорого. Отказались от этой идеи. Еще в Благовещенске обращались из одного торгового центра. Это был классный заказ – античные фигуры на витринах, которые менялись бы к каждому празднику. Заказчиков не устроила цена, они с моими эскизами пошли к человеку, которые предложил дешевле, но в итоге не сделал. Потом они вернулись ко мне, но я уже отказался из принципа. Кстати, я им тоже цену невысокую называл на самом деле.
Из неосвоенного у меня сварка. Очень нравится техника, в которой выполнен бык у нас на набережной. Хотелось бы сделать что-то такое для города.
А вообще, давно вынашиваю идею для ленд-арта. Это когда в природе делается композиция из камней или зеленых насаждений. Я бы сделал бетонного дракона. Или выкопал лицо Путина, например.
Сейчас много заказов на малые архитектурные формы для города, готовлю работы ко дню рождения Благовещенска. Готовимся к выставке, которая пройдет 30 января. Участники – местные художники, которые должны будут представить себя одной работой. Я делаю оленя из картона. Давно стараюсь использовать вторсырье в работе. А летом мы вообще планируем провести эко-выставку, чтобы привлечь людей к проблеме мусора.
Кабаки популярнее выставок
У нас в городе кафе популярнее выставочного зала. Кабаки – основная конкуренция музею. Если людей приучить ходить на выставку, а потом в кабак, то народу будет хоть что обсудить. В Петербурге ходить по культурным местам – нормальная история, во Владивостоке – тоже. А у нас нет.
Может быть, не хватает галерей в городе. Нет шоу с гостями и спонсорами. Можно сказать, что Благовещенск маленький, но художников на самом деле много. Поэтому в первую очередь выставки проходят для самих участников – обсудить что-то, похвалить или, наоборот, опустить. Потому что люди говорят: «Я бы сходил на вашу выставку». Но был «Подвал 04», и этот же человек не ходил. А из-за таких людей он и закрылся.
С пацанами из нашего творческого объединения DOG недавно рассуждали о том, что нас вдохновляет. Поняли, что вдохновляет негатив. Грязь, спиленные деревья, другие проблемы. В то же время вдохновляет и что-то хорошее. Погода, например, как сегодня, – солнышко и тепло.
Я люблю наш город, мне нравится здесь гулять. Но, когда пандемия закончится, поеду поживу в другое место. Почему-то все больнее и больнее здесь находиться.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.