В Зее прошел традиционный фестиваль «Брусничка», который собрал любителей исторических боев, старинных ремесел из Владивостока, Уссурийска, Нерюнгри, Свободного и Благовещенска. Герои Средневековья приняли участие в сражении на ристалище, обустроенном рядом с ДК «Энергетик».
«Мы решили показать жителям Зеи различные направления нашей деятельности, – говорит Алексей Зимников, руководитель театра огня «Одержимые», а также центра по сохранению истории «Летопись» Амурского областного дома народного творчества и организатор исторических реконструкций. – Помимо того, что у нас есть свой музей, проводим лекции по различным ремеслам, которые существовали в то время. Показываем, как все изготавливалось, сами делаем предметы, обучаем детей. Со своей командой езжу по всей России на различные исторические фестивали, популяризирую это движение. Привел на Дальний Восток всероссийскую организацию исторической реконструкции, в состав которой сначала вошел я, а теперь ко мне присоединились лучшие представители Дальнего Востока, увлеченные исторической реконструкцией. Мы стараемся донести до зрителей, что наши герои – не только люди, сражающиеся в доспехах, это моменты из жизни, которые происходили в ту или иную эпоху».
В этот день по зейской площади разгуливали реальные герои в доспехах, латах, обмотках, кафтанах.
«Десять лет занимаюсь реконструкцией. Сегодня я в образе простолюдина-датчанина из древней Византии, – представился Сергей Шкляр из Владивостока. – Для меня это как спорт: встречаешься с интересными людьми, во время боя испытываешь огромный выброс адреналина».
Вячеслав Романенко из Свободного руководит спортивным клубом. Реконструкцией занимается с 2015 года. «Это хобби, – смеется он, – ну, как рыбаки готовы тратиться на снасти, амуницию, так и мы вкладываем огромные деньги в костюмы и снаряжение. Это наша история, её нужно знать, понимать. Поэтому для нас важна каждая мелочь – монетница, ножны, кольцо, подвеска. Нужно знать, как одевались наши предки, что ели. Сегодня мы представляем раннее Средневековье. Мне это интересно, нравится культура, но жить в то время я бы не хотел. Каждый рождается в свое время. Сейчас эпоха, когда мы можем изучать что хотим, имея доступ к любой информации. Когда этого не было, жили, мне кажется, скучней. Но это здорово – представить себя на время героем событий, происходивших века назад. Ведь у нас бывают бои, в которых участвуют сотни человек. Оружие у нас: топоры, копья, клинки – хоть и кованое, но не заточенное, чтобы удар не привел к смертельному исходу».
Турнир был далеко не единственной зрелищной площадкой. Организаторы подготовили точки со средневековыми играми, мастер-классы и ярмарку изделий декоративно-прикладного искусства. Жители Зеи с удовольствием отведали блюда, приготовленные участниками турнира на костре. За солянкой, кашей, компотом выстраивалась очередь. Мальчишки могли почувствовать атмосферу той эпохи: желающим выдавали шлем, щит, копье, чтобы ощутить вес тогдашнего обмундирования. Была оборудована площадка, на которой можно было из огромного лука пустить стрелу, представив себя средневековым лучником.
Непосредственные участники ролевых игр изучают боевое и ролевое фехтование, имеют хорошую физическую подготовку. Сопровождает подобное мероприятие и гильдия ремесла. Это мастера, занимающиеся изготовлением предметов быта.
Гончарное ремесло представлял Сергей Клещев, народный мастер Амурской области. Он профессиональный художник и педагог. Занимается изучением культуры, в том числе орнаментов, сказок, мифов, сказаний малых народов Амурской области – эвенков, орочонов, орочей. Всю жизнь проработал в школе. Сейчас в областном Доме народного творчества руководит студией «Живая глина».
Сергей Михайлович провел мастер-класс по изготовлению изделий на электрическом гончарном круге.
«Это ремесло пришло к нам из первобытнообщинного строя, – успевает он рассказывать и показывать. – Нужно было как-то хранить огонь. Плели корзины, забивали глиной вперемешку с ракушками. И пока все это было сырым, клали угольки. Деревянные прутья сгорали, а глина становилась только крепче. Так появилась керамика. Сейчас есть различные виды декорирования изделий. Например, молочение. Купаю в молоке, кефире, где есть молочная кислота. Казеин при температуре становится темным и изделие приобретает необычный окрас. Есть различные способы декорирования – резьба, покрытие цветной глиной, рисунок. Это сложный, но интересный процесс. Глина – волшебный материал».
Кузнец Александр Соколинский в реальной жизни – сервисный инженер в сельском хозяйстве. Но в этот день все желающие могли побывать в его средневековой кузне. «Пока сам учусь этому ремеслу, – смеется он, – меха, печь – самодельные, воссоздавали по историческим документам. Смотрел видео, как другие куют. Одежду тоже подбирал, чтобы соответствовать образу средневекового кузнеца. Вся одежда на мне из кожи, шерсти, рубаха – льняная».
Сперва железную заготовку разогревают в печи. Довести температуру до 700-1000 градусов удается с помощью мехов. Затем раскаленную кладут на наковальню, долго стучат, гнут. Когда предмет готов, его опускают в воду. И вот перед нами крученая вилка с одним зубцом – столовый прибор наших предков.
«Здорово, зрелищно, интересно. Зее повезло, что к нам приехали все эти люди. Сын в восторге. Да и я с удовольствием посмотрел бои на ристалище. Спасибо организаторам, мы столько нового узнали», – рассказал журналистам издания «Зейские вести сегодня» Денис Реутов.
Фестиваль прошел в Зее во второй раз, теперь он стал традиционным.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.