В Благовещенске нужно создать киностудию и снимать кино по произведениям амурских авторов, задействуя местных актеров. Об этом и в целом о развитии кино и театра на основе амурской литературы в Приамурье и на Дальнем Востоке говорили в дни Лосевских чтений, которые состоялись в Благовещенском педуниверситете.
В рамках региональной научно-практической конференции, председателем оргкомитета которой был доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка и литературы БГПУ Александр Урманов, в Благовещенском педуниверситете провели круглый стол под названием «Амурский текст в кинематографе и театре». Участниками обсуждения стали деятели театра и кино, в том числе главный режиссер Амурского театра драмы Роман Зареев, писатели, преподаватели, сотрудники библиотек и музеев и те, кому интересна эта тема. Инициаторами и ведущими круглого стола выступили доктор филологических наук, проректор по научной работе БГПУ Наталья Киреева и кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы БГПУ Ирина Назарова. Идея провести такое мероприятие возникла после встречи с участниками недавно созданного в амурской столице киноклуба «Ковёр».
На круглом столе отметили, что в некоторых соседних регионах Дальнего Востока кинематограф развивается активно: серьёзных успехов добились якутские кинематографисты (в частности, фильм «Нууча» (2021 года) вошёл в лонг-лист премии «Оскар»), не менее впечатляющие – достижения хабаровской анимационной студии «Мечталёт». И те и другие делают ставку на региональный материал. Кроме того, растет интерес к историко-культурному наследию Дальнего Востока со стороны столичных киностудий. Так, во Владивостоке снимают художественный фильм «Арсеньев», в котором заняты известные российские актёры. В основу сюжета легла непростая судьба путешественника, географа и писателя Владимира Арсеньева.
На круглом столе пришли к мнению, что литература Приамурья тоже богата яркими кинематографичными сюжетами, а история края – героическими и трагическими событиями, которые могут быть интересны не только местным жителям, но и широкой российской аудитории.
«Синтез амурской литературы, кино и театра сегодня необходим как никогда! Процесс визуализации мышления, особенно у молодого поколения, неостановим. Посредством кинематографа и театра литература Приамурья – хранительница сравнительно недолгой, но очень насыщенной истории края, его культурного наследия, обычаев и традиций коренных народов – гораздо быстрее придёт к зрителю, чем она попадает к читателю. А посредством кино – не только к амурскому. Развитие кинематографа на местном материале способствует более эффективной интеграции края в историко-культурный контекст страны, осознанию значимости нашего отдалённого от центра региона, не только «открытию» его прошлого, но и осмыслению перспектив дальнейшего развития», – к такому выводу пришли участники круглого стола.
Прозвучало, что в Приамурье попытки деятелей кино и театра обратиться к «амурскому тексту» носят, к сожалению, единичный, а поэтому не столь успешный характер:
«Если Амурский областной театр драмы хотя бы изредка радует зрителей спектаклями по произведениям местных авторов («Горький хлеб Албазина» Нины Дьяковой, «Счастливые люди» по повести Леонида Завальнюка «Дневник Родьки – “трудного человека”»), то в кинематографе дела обстоят плачевнее».
Один из главных вопросов, на который искали ответ участники круглого стола: почему деятели кино и театра крайне редко обращаются к «амурскому тексту»? В итоге были обозначены две ключевые проблемы: недостаточно богатая краеведческая «сценарная база» – следствие отсутствия у местных писателей необходимых профессиональных навыков, и отсутствие государственного заказа и финансовой поддержки со стороны властных структур.
В результате было сформулировано несколько предложений – во-первых, необходимо консолидировать все заинтересованные стороны, создав координационный общественный совет, в который войдут представители профильных министерств (культуры, науки и образования), основных СМИ, кинематографических творческих объединений, ведущих театральных коллективов и любительских театров-студий, а также члены писательских союзов, профильных учебных заведений, учёные-краеведы и регионоведы, авторитетные учителя-словесники.
Во-вторых, необходима поддержка со стороны государства в лице правительства Амурской области и администрации Благовещенска деятелей кино и театра, работающих с региональным материалом и способствующих сохранению и популяризации культурного и литературного наследия Приамурья. Власти могут предоставлять и создавать площадки для проведения фестивалей, творческих лабораторий и других мероприятий; оказывать содействие в участии в фестивалях регионального и всероссийского уровней; проводить конкурсы на лучший сценарий на материале региональной литературы; а также формировать заказ на документальные фильмы (например, о видных писателях Приамурья), заказ на игровые и мультипликационные фильмы, спектакли для детей на региональном материале.
Инициаторы и участники обсуждения считают – на Дальнем Востоке, как вариант – в Благовещенске – нужно открывать киностудию и снимать кино о прошлом и настоящем этого края, используя тексты местных авторов и привлекая местных актеров.
«При том уровне внимания, которое сегодня государство уделяет Дальнему Востоку, необходимо ставить вопрос о создании в Хабаровске, Владивостоке или Благовещенске студии художественных фильмов с необходимой кинобазой и привлечением профессиональных кадров из Москвы и Санкт-Петербурга. При этом главными темами художественных фильмов должны стать прошлое и настоящее Дальнего Востока, акцент необходимо делать на экранизации лучших произведений местных авторов и задействовать преимущественно дальневосточных актёров», – рассказывают организаторы обсуждения.
Есть уже предложение, что культурным или литературным брендом Приамурья мог бы стать выдающийся писатель и инженер-геодезист Григорий Федосеев (1899–1968). Его книги выходили огромными тиражами и пользовались большой популярностью. Многие произведения Федосеева об экспедициях на Дальний Восток, природе края, быте и традициях местного населения весьма кинематографичны, считают организаторы круглого стола. Для них характерен приключенческий, стремительно развивающийся сюжет: героев на каждом шагу подстерегают опасности, они мужественно их преодолевают. В современном кинематографе подобные экшен-сюжеты пользуются огромной популярностью.
«К сожалению, в большинстве отечественных фильмов они являются «калькой» зарубежных киноисторий, героизирующих, как правило, вымышленных персонажей. Было бы правильней, если бы подобные сюжеты кинематографисты черпали в недавней отечественной истории, не только способной привлечь зрителей лихо закрученным событийным рядом, но и позволяющей пережить настоящие эмоции, испытать чувство гордости за своих соотечественников и земляков – реальных людей, а не придуманных персонажей», – рассуждают участник круглого стола.
После обсуждения был разработан ряд идей: так, Амурскому театру драмы можно использовать формат театральной читки на материале литературы Приамурья. Такой формат предполагает взаимодействие актёров со зрителями, и, как следствие, поможет начинающим драматургам придать своим текстам большую сценичность. Кинематографистам, в том числе начинающим, можно включать в документальные фильмы о Приамурье строчки из стихотворений местных авторов, использовать фрагменты из их произведений. Заинтересованным кафедрам БГПУ и творческому объединению «Ковёр» объединить усилия для популяризации краеведения (это может быть создание серии видеороликов / короткометражных документальных фильмов, рассказывающих о культуре, литературе, истории Амурской области).
Кроме того, в рамках выпускных квалификационных работ в высших учебных заведениях Благовещенска, например, на факультете дизайна и технологии АмГУ, можно создавать проекты короткометражных мультфильмов на региональном материале с разработкой художественного решения, локаций, образов персонажей (члены творческого объединения «Ковёр», среди которых есть профессиональные мультипликаторы, готовы оказать консультационную поддержку по техническим вопросам). Школьным театрам можно рекомендовать обращать внимание не только на классические произведения, но и на произведения писателей Приамурья, а в альманахе «Амур» создать специальную рубрику, посвящённую профессиональным критическим обзорам игрового и неигрового кино на региональном литературном материале, что будет способствовать повышению качества подобной кинопродукции, а также её «продвижению». В перспективе это позволит сформировать на базе БГПУ совет по кинокритике, состоящий из учёных-краеведов, выступающих в роли консультантов и экспертов по оценке кинофильмов.
«Сегодня Приамурье активно развивается. Космодром, международный мост, канатная дорога в Китай – безусловно, украшают нашу область и делают её привлекательной для туристов из разных регионов России и других стран. Но было бы неправильно акцентировать внимание только на материальных достижениях наших современников, забывая о тех, благодаря кому были заселены дальневосточные земли, кто занимался исследованием региона и оставил после себя ценное культурное и духовное наследие», – заключают организаторы мероприятия.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.