Интересный амурский художник Александр Гассан, который известен своими картинами и видео в стиле космизма, фантастики и связи с духовными практиками, снял о Благовещенске и его жителях пластилиновый мультфильм. В нем есть пластилиновая Триумфальная арка, пластилиновая площадь, улицы, люди и дома. Руками ничего не лепилось - пластилиновый Благовещенск создала нейросеть, а оператором и режиссером стал Александр Гассан. Amur.life поговорил с автором клипа и выяснил, что такое нейросети для творческих людей и куда все движется с ИИ.
- Александр, для тех наших читателей, кто еще не знаком с вашим творчеством: как давно вы увлекаетесь атмосферными картинами и видео?
- Я точно не помню, но с тех пор, когда появился компьютерный монтаж. Общаюсь по этому вопросу с Олегом Лештаевым, с другими продвинутыми видеооператорами. Монтаж, эффекты - все интересно. Но ребята делают новости, а меня эти возможности заинтересовали, как художника. Лет пять назад мой ролик «Живой холст» стал победителем фестиваля любительского кино. Помню, тогда президент «Амуркиносоюза» Владимир Розанов спрашивал, как снимался клип.
Я работаю в программе Edius. Там возможностей достаточно. С недавних пор также монтажные программы появились и в телефонах, у меня CapСut. Там и текст можно писать, и наложения делать. В этом году появилась версия для компьютера. Сейчас можно что-то на смартфон наснимать в парке и тут же на лавочке смонтировать. Я часто выезжаю на природу, за день наснимаю, потом возле костра сижу, монтирую 1,5-минутный ролик, например.
- Своя студия! Какое оборудование используете?
- Штатив, еще есть стабилизатор для смартфона, прекрасная вещь.
- Вы видите как художник. Здесь не холст, а движение. Но творческая вспышка приходит одинаково - ты что-то видишь, и раз, зацепило..
- Ну да, только я наснимаю часа три. Потом отсматриваю, собираю в какой-то интересный сюжет или настроение. Лишь бы была идея, потом она получает оболочку. Потом накладываешь кубизм, живопись, модерново как-то - смотрю, интересно или нет.
- В ваших картинах, видео присутствует космизм, самые разные духовные практики. Амурчане видят это на самых необычных выставках. Можете дать для себя самоопределение?
- Присвоить себе какой-то «изм»? Не знаю. Мне просто интересен сам процесс. Как я понимаю, что хорошо получилось? Цепляет. Кидаю посмотреть друзьям.
- Теперь о нейросетях. Многие спорят о них, что они переворачивают все понятия - авторство, мастерство. Уже научились фотографии делать «из прошлого». Видит ли художник в этом проблему?
- Не знаю, я жаден до всего нового. Недавно мы с Павлом Савинкиным разговаривали о прогрессе и искусстве. И я привел пример: раньше художники сами готовили себе краски - растирали натуральные камни, что-то смешивали. Сейчас есть прекрасные магазины для художников. Или, вот из моего же прошлого: оформитель пишет плакат к 1 Мая. Какое-то время ему надо. А потом пришел человек с трафаретом - и дело пошло в три раза быстрее. Остальные остались без работы, обвиняют в штамповке. То же самое было, когда пришла фотография, синематограф, телевидение.
Прогресс всегда пугал людей. Недавно на «Культуре» смотрел - художник сделал фото природы, распечатал большой формат и сверху расписал красками. И стал победителем какой-то выставки. Тоже скандал был знатный.
- Что далеко ходить: на днях скандал случился на крупнейшем конкурсе фотографии Sony World Photography Awards. Победило фото, сделанное нейросетью. Об этом заявил немецкий фотохудожник Борис Эльдагсен, который и представил снимок на конкурс. Работа под названием Pseudomnesia: The Electricia победила в категории «Креатив». Премия описала фото как «запоминающийся черно-белый портрет двух женщин разных поколений». Снимок напомнил судьям семейные портреты 1940-х годов. Узнав о получении награды, Эльдагсен в своем блоге написал, что снимок сгенерирован нейросетью. Автор хотел проверить бдительность жюри и посмотреть, заметят ли они подвох. Это сделать было вполне возможно — к примеру, обратив внимание на руки женщин. Те, кто за все новое, выступают за то, что технический прогресс- всё же только инструменты, а талант - это умение их использовать.
- Да, да! И это интересно. Не надо делить: профессионалы-непрофессионалы. Главный критерий - нравится - не нравится. Нейросеть уже умеет выдавать такие живые эмоции!
- Как управлять нейросетью? Можно ли обычному человеку стать нейросетевым художником?
- Много интересных работ выдает нейросеть, потому что она освоила ремесло. Уже бывает сложно отличить работу профессионала от обычного, к примеру, школьника. Попробовать себя может каждый. Оплата - где-то 8 тысяч рублей стоит годовая лицензия. Тебе дают ключ и работаешь. Если хочешь поставить виртуального ведущего - выбираешь аватар и загружаешь текст. Я беру видео реальное и заливаю, ставлю нейросети задачу. Это кино, режиссерская мысль, завязка, кульминация, развязка, роли. Нейросеть может разрешать подправить в ходе работы - тоже творчество.
- Вы сняли пластилиновый клип о Благовещенске: в пластилине все равно узнаваемы улицы, достопримечательности. Там даже «Битлы» в конце и вы с друзьями - Женей Ерёминым и другими товарищами на рок-фестивале «Город. Краски. Рок-н-ролл», который был три года назад!
- Да, Женя Ерёмин, Роберт Салахов, Василий Веровчук, Дима Гаврилюк, Игорь Сасим, все деятели искусств. Хотел показать свежий взгляд, продолжение «Город. Краски. Рок-н-ролл». Пластилин пластичный, живой. Самоирония, хулиганство. Не знаю, хватило ли бы у меня терпения снимать настоящий пластилиновый мультик - наверное, сам бы в жизни не слепил, а нейросеть вот позволяет.
- Наверное, совсем скоро появятся новые профессии - нейросетевой дизайнер, режиссёр и так далее.
- Ой, страшно интересно! Открываешь нейросеть, а там сферы: искусство, медицина, спорт, религия и так далее. Ну да, это палка о двух концах, Илон Макс заговорил о запрете, и думаю нейросеть скоро возьмут под контроль. Также, как с квадрокоптерами, - я купил, летал, снимал. Теперь запрещено. Поэтому, пока есть свободы, ими надо пользоваться!
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.