Есть в Благовещенске площадка, которая вместила в себя сразу многие виды искусства, им там уютно живется, они дружат друг с другом, то и дело являют интересные коллаборации, как к примеру, на вернисаже региональной художественной выставки «Космическая Одиссея – 2023». Значимое событие посетила исполнительный директор всероссийской творческой общественной организации «Союза художников России» Марина Рогатовская. Она поделилась с Amur.life впечатлениями о Благовещенске, благовещенцах и PUSHKARËV ART GALLERY.
- Марина Николаевна, рады приветствовать вас в нашем городе. Вы были в Благовещенске в 2019 году, заметны ли изменения?
- Для меня особым знаком было лететь в Благовещенск на Благовещение. Ваш город благодатный - здесь мило, спокойно. Город похорошел, но сохранил свою старинную и прекрасную душу, облик - все узнаваемо! И я этому рада.
- Вы прилетели в Амурское отделение Союза художников России и попали на открытие региональной художественной выставки «Космическая Одиссея – 2023». Немного для читателей: это была выставка-микс, она вобрала в себя живопись, графику, скульптуру и инсталляции. Вход был свободный. Люди, которые входили в зал, они попадала в космическое звуковое пространство от саунд-продюсеров Евгения Чапковского и Станислава Бочкарёва. Организаторы привлекли стильную кавер-группу «Второе дыхание», творческую студию Ивана Быстрова, известных в городе певца Дениса Лазина, актёра Савватия Снарского, была пантомима от Елены Бреус и творческого объединения «Жар-Птица», был танцевальный перформанс от школы танца «Стрекоза» и розыгрыш «космической картины» от члена Союза художников РФ Веры Савиной, выступление ансамбля пианистов «Созвучие», показ космической коллекции дизайнера из Санкт-Петербурга от модельного агентства «Жираф». Это был большой «космический» перформанс, который переносил в какое-то другое время и пространство, был диалог с бортовым компьютером, путешествия с планету на планету. На выставке можно увидеть работы художников из Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и «космограда» Циолковского. Как вам всё это показалось?
- Во-первых, надо отдать должное, в Пушкарёвке умно организовано пространство: люди вошли, художественный салон рядом, кофейку попить рядом, картины рядом. Очень интересно все подобрано. Во-вторых отметила, что здесь каждый найдет что-то для себя, никому не будет скучно. То новое, что он нашел, обязательно приведет его и во второй, и в третий раз, и потом.
Причем все подается с добром и на понятном языке. А ведь в любом виде искусства это можно преподать несколько специализированно, а можно так, что человек захочет прийти еще.
Публика - отдельный респект, очень верно отнеслась к выходу в свет: были хорошо, нарядно одеты, опрятные, никаких спортивных вещей.
В этот вечер все было необычно и хорошо. Меня порадовала разновозрастная аудитория: были взрослые, молодежь, маленькие дети, бабушки-дедушки, это замечательно. Очень точно были продуманы номера и рассчитано время, чтобы никто не устал.
Особо отмечу работу с молодежью: она ведь такая, что когда начинают назидать - это отрицается. А когда нестандартный заход, о - уже интересно. Пушкарёвка на одной волне со своим городом - вот что меня порадовало.
- В Пушкарёвке можно встретить современное искусство. Восприятие такого направления для обычного наблюдателя - очень субъективная вещь. Какие критерии красоты, глубины, хорошей работы есть у специалистов?
- Современное искусство - это всегда неоднозначно. Главное, чтобы это было интересно. Но мы, как Союз художников России, достаточно консервативная организация в хорошем смысле слова, где люди профессионально подготовлены, с хорошими духовными ценностями, выступаем за базовую профессиональную подготовку. Если нет старого, новое не построишь, это мое личное мнение. Некоторые говорят: это совсем не то, к чему я привык. Некоторые менеджеры играют на хайпе, отрицании старого. Я считаю, что новое должно быть на хорошем фундаменте, потенциале. При этом мы открыты всему новому: смотрим, что интересно нашей молодежи, что новое привлекает внимание и что в нем хорошего, важного.
- Куда сегодня пойти молодому таланту, какие лучшие художественные школы есть в стране?
- Их список не поменялся, это Строгановка, Суриковский и другие. Заметьте, во все наши вузы сложно поступить. Неважно, кто у тебя мама с папой, ты должен многое уметь сам. При этом важно не только тренировать руку, но и вкус. Нужно ходить на все выставки, родителям - водить детей везде где есть встреча с искусством. Кстати, это важно не только для тех, кто хочет быть художником, но и для гармоничного формирования личности, индивидуального вкуса. Пушкаревка является также, по сути той же образовательной площадкой. У составителей хороший вкус, они дружны с Амурским отделением Союза художников России, художники картины свои дают - все это формирует единое творческое пространство.
- Сегодня в России много говорят о повороте на Восток. Амурские художники до пандемии и так были ориентированы на китайский рынок - их работы охотно покупали, наши мастера преподавали в Хэйхэ, Харбине и других городах. В Благовещенске проводились выставки китайских художников и фотографов, в Хэйхэ выставлялись наши. Что думает о таком повороте Союз художников России?
- Мы только за поворот на Восток. Четыре года назад я как раз приезжала на выставку в Хэйхэ. Китайские друзья, понимая, что из русской живописи, скульптуры можно почерпнуть классическую школу, охотно пользовались этим. Они приглашали преподавать наших художников, покупали картины.
- Хотя у них потрясающие свои направления - гохуа, каллиграфия, шелковые картины…
- Да! Но Китаю интересно всё. Они всему учатся, это очень мудро и правильно! И многие в европейском искусстве достигли больших высот.
В России раньше была государственная программа закупки картин, когда музеи, галереи, различные другие учреждения приобретали работы художников, скульпторов. Сейчас, к сожалению, этого нет. Но мы на творческих дачах проводим пленэры, повышаем уровень молодежи, рекомендуем на региональных и всероссийских выставках - последние проходят раз в пять лет. Так вот в Китае, если требуются талантливые люди, надо взаимодействовать. Китай все впитывает, а искусство - это то, чем можно и нужно делиться.
- Резюмируя наш разговор, в чем ценность искусства и мест, подобных Пушкарёвке?
- Я отвечу про ценность с другого ракурса. Единственное, во что нужно вкладываться - это в своих детей. Если вы хотите получить хорошо образованного, подготовленного к коммуникациям с обществом, миром и временем человека, держитесь рядом с хорошим искусством. А начинать нужно с себя, потому что взрослый поведет ребенка туда, где ему самому интересно. Поэтому ходите на выставки, в театры, на концерты семьями! Увидите, это всегда дает хорошие плоды.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.