Амурские краеведы из общественного движения «Народный музей» напомнили благовещенцам о важной дате - 120-летии со дня рождения Федора Васильевича Семенова-Амурского (1902 – 1980), уроженца Благовещенска, одного из самых ярких и незаурядных русских художников ХХ столетия. Его называют «амурским Матиссом».
«Человек без эгоизма - тряпка. Но если человек без эгоизма животного, и без эгоизма разумного, и вместо них он живет в эгоизме мудром, то такой человек - действительно, человек с большой буквы» - так рассуждал Федор Семенов, художник, который не только писал потрясающие картины, но и вел блокнотики, в которые записывал мысли собственного сочинения. Много неудачных, по его мнению, картин и набросков он уничтожил, а вот блокнотики сохранились и даже были переданы в музей.
Он рано начал интересоваться живописью, много рисует и поступает в Благовещенское художественно-промышленное училище, где преподаёт Евстафьев Петр Сергеевич. Уже в 1923 году Семенов-Амурский работает иллюстратором в «Амурской правде».
В 1925 году по комсомольской путевке Амурского губкома комсомола его направляют в Москву для учебы в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где в то время еще сохранялись традиции пред- и постреволюционного авангарда. До 1930 года он учится на графическом факультете у В.А. Фаворского, П.В. Митурича, Н.Н. Куприянова, И.И. Нивинского, П.И. Львова.
После окончания вуза художник выступает как сложившийся мастер. Это следствие и того, что до поступления во ВХУТЕМАС Федор Васильевич получил значительную подготовку в Благовещенском художественно-промышленном училище, высоко оцененную при поступлении во ВХУТЕМАС преподавателем рисунка П.П. Львовым.
«Очень велико влияние на его живопись французских импрессионистов, прежде всего, Матисса и Ван Гога. В творчестве художника чувствуется обращение в древнему первобытному искусству, к наивному народному искусству. Он был не такой, как все. Судьба у него сложилась так, что впору снять по ней фильм», - отметила кандидат исторических наук, руководитель центра краеведческих и музейных инициатив «Народный музей» имени А В. Кириллова Елена Пастухова.
В 1933 году после службы в Красной Армии, становится членом секции графики Московской организации Союза художников. Несмотря на то, что художник много работает, особенно в своей любимой технике рисования тушью, от раннего периода его творчества до нас дошло не более десяти-пятнадцати произведений. Служба в армии и небольшой достаток не способствовали их сохранению, за годы жизни Семенов-Амурский создал тысячи произведений, многократно их переписывал и часто уничтожал при «критическом отборе».
«Семенов-Амурский игнорировал революционные преобразования времени. В его представлении они не несли никакого культурного смысла. Поэтому неудивительно, что художника постигла трагическая судьба художника, чьё творчество не вписывалась в рамки «правильного социалистического искусства». В результате в 1946 году Семенов-Амурский был обвинён в формализме и исключён из Союза художников. Постоянно испытывая нужду, он изобрёл собственную технику - маслом по тщательно загрунтованной бумаге. Федор Васильевич много работал, но практически нигде не выставлялся. Его работы не покупали, он зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии. Такая судьба», - рассказала Елена Пастухова в Телеграм-канале «Народный музей» .
Тем не менее, в 1960-1962 годы он принимал участие в крупном проекте - реставрации панорамы «Бородинская битва». В 1976 году в Центральном доме искусств состоялась его первая и последняя персональная выставка. В 1980 году художник скончался. Похоронен в Москве.
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее и других музеях, коллекция работ и личных вещей художника есть в Амурском областном краеведческом музее.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.