7 января в Амурском театре драмы в 113-й раз дадут «Ночь перед Рождеством» по известному произведению Николая Гоголя. Начало – в 18 часов. По оценкам работников театра, это один из самых популярных спектаклей у зрителей.
В 2021 году исполняется 10 лет с момента премьеры. И дело не только в самом рождественском поводе. Режиссёру Игорю Афанасьеву удалось во всех красках показать украинскую ночь и сохранить чудный язык великого мистификатора, отчего зал на два часа полностью погрузился в волшебную атмосферу доброй и умной сказки.
Этот спектакль можно назвать почти идеальным блюдом на театральной кухне. Всё ладно и в меру, да ещё и приправы добавлены пряные, чтобы не заскучала публика, следя за известным сюжетом. Впрочем, гоголевскую классику можно пересматривать до бесконечности, каждый раз находя в ней что-то новое.
Режиссёр Игорь Афанасьев бережно сохранил традиционное прочтение рождественской истории из жизни малоросского хутора, но амурские актёры играли «Ночь» как-то по-особенному, с мистическим огоньком в глазах. Зрители без устали хохотали над приключениями почтенных панов в доме Солохи (Ольга Зорина), над мытарствами Чёрта и над тем, как галушки сами летели в рот Пасюку. Нашла понимание и современная находка Афанасьева: публика также смеялась от души, когда Солоха отплясывала восточные танцы и цыганочку, каким-то мистическим образом успевая за пару секунд менять костюмы.
Мистический в постановке и сам Гоголь, вернее, Гоголя у Афанасьева сразу три. Они появляются по ходу спектакля в самых неожиданных местах, в том числе и в зрительном зале.
«Он сам, его фигура мистическая, поэтому и приём заложен. Он растраивается вначале. Приём открыт, мы заявляем эту историю. Он разноликий – Гоголь-тройка», – пояснил как-то режиссёр Игорь Афанасьев в одном из интервью.
«Ночь перед Рождеством» – спектакль массовый, в нём занята вся труппа театра драмы. Артисты не только увлечённо играют свои роли, но и великолепно исполняют украинские танцы, который поставил хореограф Виктор Гаченко. В общей сложности в спектакле более 10 танцевальных номеров, но они настолько органично вплетены в материю сюжета, что все действия живо перетекают из одного в другое.
Не менее колоритны и костюмы, для спектакля их изначально сшили более 70. Костюмерам удалось передать как этнографическую правду в нарядах жителей украинского села, так и роскошь обитателей дворца императрицы. В роли Екатерины Второй блистает народная артистка России Анна Лаптева. По роли она даже говорит с немецким акцентом. Князя Потёмкина играет Леонид Щепеткин.
А настоящую мистификацию зритель видит, когда кузнец Вакула, которого играет Максим Клепалов, летит на Чёрте (Константин Таванцев) во дворец. Благодаря многоуровневым декорациям это происходит непонятным образом но, тем не менее, смотрится волшебно.
Оба действия пролетают на одном дыхании. Согласно Гоголю, Оксана (Екатерина Гордейчик) получает черевички, а кузнец Вакула – возлюбленную. По завершении спектакля развесёлые колядки всегда перетекают в бурные аплодисменты и крики «браво», которые по-настоящему заслужены.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.