В субботу, 28 ноября, у православных начался один из самых важных периодов – пост в честь Рождества Христова. Он связан с довольно жесткими запретами и длится 40 дней, а по сложности его сравнивают с Великим постом перед Пасхой.
«Каждый пост – это военный поход. Мы выступаем против врага, чтобы отвоевать у него если не всю, то хотя бы часть нашей территории, территории нашей души»,– сообщает пресс-служба Благовещенской епархии.
На всем протяжении поста рекомендуется отказаться от продуктов животного происхождения – мяса, молока и молочных продуктов. Четыре из семи дней в неделю верующие могут есть рыбу. По субботам и воскресеньям, а также большим праздникам, разрешается вино в умеренных количествах.
При этом древние каноны ничего не знают про Рождественский пост, говорится в большом материале РИА Новости, посвященном появлению традиции говения перед праздником Рождества Христова. В нем говорится, что традиция многодневного говения появилась примерно в IV веке. О ней упоминают церковные деятели того времени – блаженный Августин и святитель Амвросий Медиоланский. Перед Рождеством, писали они, постились всего семь дней.
Прошло 1 600 лет. Сегодня верующие привыкли считать, что пост сорокадневный. Правда, мало кто задается вопросом, когда он стал таким. Ученые решают загадку до сих пор. И древние документы не дают никаких зацепок.
Лишь в XII веке один из видных богословов того времени, Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, попытался выяснить происхождение обычая.
«Хотя дни поста не определены правилом, понуждаемся, однако последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (по юлианскому календарю — Прим.ред.)», – писал он.
То есть и тогда христиане спорили, сколько должен длиться этот пост. Спустя 800 лет дебаты разгорелись вновь. В 2016 году планировали провести Всеправославный собор – первый за 12 веков – где предполагали обсудить и вопрос о многодневных периодах воздержания. Ведь некоторые общины возмущались, что постных дней в году очень много – более двухсот. А обоснования этому с точки зрения канонов нет. Нет указания и на то, что Рождественский пост — это сорок дней, а не две недели, как у католиков.
В преддверии Всеправославного собора предстоятели поместных церквей подготовили документ, призванный поставить точку в споре. В нем зафиксирована устоявшаяся традиция не упоминаемых в канонах постов – Петров длится от праздника Троицы (ежегодно в разные даты), Успенский две недели (в Русской церкви с 14 по 27 августа), а Рождественский сорок дней.
Но горячо ожидаемое событие из-за многочисленных противоречий между поместными церквами не состоялось. Вопрос так и остался подвешенным.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.