16 мая 2019 года вышла завершающая серия «Теории большого взрыва» – закончился последний популярный студийный ситком. И это стало последним гвоздем в крышке гроба этого жанра. Телемыло, царившее в мире с 1980-х, закончило свое существование. Конечно, не везде. Есть в мире страны, где ситкомы так просто не уйдут (не будем показывать пальцами). Но главное неоспоримо: сериальный рынок последние годы радикально меняется. И смерть ситкомов – не самая главная перемена. Более глобальные изменения формируются из-за ухода сериалов в интернет. И поверьте, это не просто смена площадки.
Конкуренция – двигатель контента
Стриминговые сервисы (не только кино, сериалов, но и музыки, игр и иного контента) существуют давно. С ростом скоростей передачи данных они всё активнее внедряются в нашу жизнь, эксплуатируя человеческую лень. Не нужно идти в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм, не нужно ждать часа Х, чтобы посмотреть любимый сериал. Заплати – и они твои! В любое удобное время, в любом удобном месте.
Таких сервисов много. И все они борются за своего клиента. Смотрите у нас! Только у нас! Смотрите больше! Как удержать клиента? Можно бесконечно заманивать его скидками, но так и разориться недолго. Остается создание уникального контента. Можно всё скупать, но самый надежный способ – делать контент самим. Вот это гарантия уникальности!
Примерно так и родилась идея создания сериалов, которые вообще не будут показывать по ТВ, фильмов, которые не появятся в кинотеатрах. И у индустрии открылось второе дыхание.
Netflix и все-все-все
Netflix по стратегической прозорливости можно поставить в один ряд с Facebook. Кто понимает, куда идут технологии, тот понимает, как на этом заработать. Компания появилась в 1997 году в эпоху господства видеопроката. С самого начала она нацелилась на эксплуатацию человеческой лени. Клиенту Netflix не нужно было идти в точку видеопроката за фильмом. Его можно было просто заказать. Да, это было очень сложно и геморройно (для компании), но они сделали верный ход! Потому что интернет. Маленький и слабый в 1997 году, с годами интернет стремительно мужал. И уже в 2007 году его возможности стали такими, что можно было залить все фильмы, сериалы на удаленные серверы и просто посылать их на компьютеры клиентов. Теперь не нужно было ждать посылку. Появился стриминговый сервис.
Netflix продолжал держать нос по ветру. Ожидая роста конкуренции, уже в 2013 году компания начинает снимать свой первый сериал «Карточный домик», который выпускали до 2018 года. К этому времени Netflix выпустил уже сотни (!) своих сериалов и фильмов. Причем компания тратит на кинопроизводство гигантские бюджеты, понимая, что нельзя снимать что попало, если необходимо контролировать рынок.
К этому времени необходимость создания уникального контента поняли многие. Новый сериальный бизнес превратился в сочетание трех элементов: система продажи, кинопроизводство и, собственно, интернет. Забавно, что три крупных игрока, пришедших в бизнес, были «спецами» в каждой из этих ниш. Netflix, как мы уже говорили, имел самую крупную клиентскую базу кинолюбов и систему снабжения их фильмами.
Amazon является одним из крупнейших интернет-ресурсов по продаже, наверное, всего на свете. Киносервис у них, разумеется, тоже имелся. Неудивительно, что у этой компании он появился почти на год раньше, чем у Netflix, – технологическая база у компании была мощная. В 2016 году – ноздря в ноздрю с главным конкурентом – Amazon вышел на мировой рынок. Свой контент они создают не с таким размахом. Тем не менее на этой платформе уже вышли такие яркие работы, как «Человек в высоком замке», «Карнивал Роу», «Благие намерения», а в 2019 году мощно выстрелили «Пацаны».
Весной 2019 года в бой вступил третий игрок – Disney – компания, имеющая крупнейшую кинопроизводственную базу. В апреле был представлен стриминговый сервис Disney+. Вот уж где своего уникального контента будет просто навалом! Причем компания заявила, что будет снимать сериалы исключительно для этого сервиса. То есть для интернета.
Дальше больше. Свои сериалы начала делать компания Apple. Не такие популярные, но тоже с солидным бюджетом и крупными звездами. Уже третий год свои сериалы делает YouTube. Список можно продолжать. Итог: сериалов, сделанных для интернета, на сегодня выпускается едва ли не больше, чем для ТВ.
Что такое интернет-сериал
Если вы думаете, что разница только в площадке трансляции, то ошибаетесь. Новые условия диктуют новые особенности.
Главное из них – интернет резиновый. Если любой телеканал ограничен 24 часами в сутках, то у интернета таких проблем нет. Стриминговые сервисы могут навалить себе на полки любое количество сериалов (были бы деньги). Netflix не зря обвиняют в том, что компания скупает всё подряд. Она стремится подавить воображение зрителя широтой выбора. И здесь вступает в силу еще одна особенность.
В интернете нет прайм-тайма. Это значит, что любой сериал на стриминговом сервисе имеет примерно равные возможности. И безумно дорогой, с яркими звездами, и копеечный инди-проект, снятый на телефон. Конечно, равенство с оговорками (на рекламу, на вау-фактор). Но, если дешевый проект сделан с душой, если идея западет в сердце массовому зрителю, то у него есть все шансы выстрелить и сорвать банк. Более того, компании это даже выгодно, ибо вложений меньше, а выхлоп больше. Именно поэтому на Netflix почти равным успехом пользуются один из самых дорогих сериалов о королеве Елизавете «Корона» и откровенно недорогой проект про мизантропичных подростков «Конец **аного мира». Более того, многие сериаломаны отмечают, что Netflix часто рискует вложиться в производство рискованных андеграундных проектов. У телекомпаний с их эфирной сеткой и боязнью ошибиться на это смелости не хватает.
В интернете нет детского времени. Вообще, меньше ограничений на контент. И это привело к тому, что значительная часть интернет-сериалов стала жестче. Реалистичнее, грубее, страшнее. Здесь нет телевизионной временной сетки. По ТВ кровавый ужастик можно показать только ночью. И если вдруг спрос на этот жанр станет огромным, то телевидение не сможет его удовлетворить. Стриминговый же сервис сможет хоть всё производство перевести на рельсы хорроров.
Как вы знаете, в отличие от ТВ, сериал в интернете появляется сразу сезоном (за редкими исключениями). И эта маленькая деталь резко меняет саму суть сериалов. Во-первых, постепенно исчезают бесящие клиффхэнгеры в конце каждой серии. Это отвратительное клише нужно было телевизору: чтобы зритель мучился вопросом – что же дальше? – и за сутки не забыл о сериале. Чтобы обязательно включил ящик в положенное время и смотрел дальше. В интернете мы можем смотреть сериал столько, сколько нам удобно. Можем вообще посреди серии остановиться. Поэтому клиффхэнгеры не нужны. Нужна хорошая, увлекающая, цельная история. «Очень странные дела», наверное, самый яркий пример – 8-9 серий в сезоне (и это снова пресловутый Netflix).
Также в интернет-сериалах исчезают филерные серии. Потому что объем сериала стриминговому сервису не важен. Ему (в отличие от ТВ) не нужно заполнить эфирную сетку. Вынь да положь 24 серии – это вчерашний день. Сериал должен идти столько, сколько имеется интересного насыщенного контента. Поэтому всё чаще появляются на свет короткие сериалы: яркий пример от Netflix (да, снова от него) – отличный сериал «Маньяк». Один сезон, 10 серий.
Короткие сериалы стриминговых сервисов, кстати, уже нанесли серьезный удар и по большому кино. Согласитесь, часто потенциально хорошее кино таковым не становится по простой причине: нельзя рассказать всё за полтора-два часа. Но все знают закон: чем длиннее кино, тем труднее ему окупиться в прокате. Потому что количество сеансов ограничено вращением Земли вокруг своей оси. Поэтому продюсеры нередко сокращают куски фильмов – уже отснятые, смонтированные, озвученные. То есть, на которые потратили большие деньги. Лишь бы больше сеансов влезло. Но у стриминговых сервисов такой проблемы нет. Они могут сделать сериал в десять серий с качеством киноблокбастера. А могут сделать фильм на три-четыре часа. И вот мы уже получили «Ирландца» Мартина Скорсезе на три с половиной часа, который в прокате почти и не был, зато спокойно лежит себе на… Да, на Netflix.
Новый формат еще формируется. Какие изменения еще могут случиться в интернет-сериалах, я не знаю. Возможно, никто не знает. Вот, например, пробуют делать интерактивное кино. Пока неясно, будущее за этим форматом или это временная блажь. Нам остается только наблюдать.
Война только разгорается
Победили ли интернет-сериалы традиционный ТВ-формат? И да, и нет. С одной стороны, многие телевизионные гиганты уходят в прошлое. Ничего нет заметного на канале NBC, который подарил миру невероятных «Друзей», CBS попрощался со своим последним (пока) успехом – «Теорией большого взрыва», ABC, создавшая культовый «Лост», проглочен киногодзиллой Disney. Борются за место под солнцем Fox, где выходил «Доктор Хаус», британский канал BBC порвал всех сериалом «Шерлок».
Безусловно на коне канал HBO. Но, если присмотреться, его успех во многом можно объяснить тем, что шоураннеры канала вовремя заметили новые тенденции в сериальной индустрии. И была создана «Игра престолов» – цельная мощная дорогая история. Правда, в последних сезонах всё-таки филеров хватало. В 2019 году на экраны вышел «Чернобыль» – всего пять серий. Грубо говоря: один большой фильм, разбитый на пять частей.
Это тоже можно записать, как победу стриминговых сервисов: они заставляют телеканалы прогибаться под их формат. Но, конечно, это еще не окончательная победа. Хотя, возможно, мы сейчас смотрим решающую битву.
Безусловным прорывом в сериальном бизнесе стала «Игра престолов» от HBO. Создатели не смогли закончить на пике, но в целом сериал взял всевозможные высоты: качественные и количественные. Случайно ли, что две крупнейшие стриминговые платформы бросили вызов именно «Игре»?
Netflix уже сделал ход – выпустил первый сезон «Ведьмака». У этого сериала были все шансы. Уж фанбазы у этой вселенной всяко побольше, чем было у «Игры престолов» до выхода первого сезона. Но последнее сыграло злую шутку: как раз фанаты не приняли сериал. Не только из-за того, что Трис не рыжая, а у нильфгаардцев убогие доспехи. «Ведьмак» – это цикл книг о герое. Очень сложном, глубоко прописанном. Вместо этого сериал подарил нам скучнейшего в своей безупречности блондина-супермена. Который стал в разы скучнее Йенифер. Про кого сериал вообще?
К сожалению, Netflix изменил здесь самому себе. Компания отказалась от риска, от предоставления творческой свободы создателям картины. Это очень жесткий продюсерский проект, в котором важно не рассказать интересную историю, а никого не обидеть и угодить всем. Обидно, ведь интересная история уже есть – это показывают тиражи романов «Ведьмака». Зачем же перелопачивать сюжет? Зачем чинить то, что уже работает? Скорректируйте под киноформат – и выпускайте! Но нет.
В любом случае, битва под названием «Ведьмак» еще не закончена. Однако успех первого сезона не сравнить с тем фурором, который произвел первый сезон «Игры престолов».
Свой удар готовит Amazon – еще один дорогой фэнтези-сериал по вселенной «Властелина колец». В 2017 году компания об этом объявила, в 2019 году начались съемки – сразу двух сезонов. Если правда, что за основу сюжета взяли события Второй эпохи – то нас ждет не квестовая история, а масштабнейшее эпичное полотно. Сможет ли Amazon нанести решающий удар по «Играм» и телесериальному бизнесу, мы узнаем только в 2021 году (если сроки не перенесут).
Сериальная революция только разгорается.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.