В семнадцатый раз амурская осень пишется с большой буквы и в кавычках. Вместе со временем года в Благовещенск приходит фестиваль театра и кино. Уже много лет я использую его, как редкую возможность посмотреть хорошее отечественное кино, которое не увидишь в прокате. Но всегда возникает вопрос: а насколько хорош наш фестиваль? Действительно ли это культурное событие в масштабах страны или местечковое явление? Понять это можно только в сравнении. Тем более, что совсем рядом – во Владивостоке – проходит другой кинофестиваль «Меридианы Тихого». Тоже в семнадцатый раз. И в этом году я решил бросить родную «Амурскую осень», чтобы сравнить ее с приморскими «Меридианами».
Прежде чем говорить о различиях между двумя фестивалями, мне хотелось бы отметить сходство. К сожалению, и «Амурская осень» и «Меридианы Тихого», на мой субъективный взгляд, проходят достаточно незаметно для населения обоих городов. Да, оказывается, в столице Приморья, так же, как и у нас, нет массового ажиотажа вокруг кинофестиваля, несмотря на помпезный статус «международный». И местные удивляются, когда слышат, что ты приехал «аж из Благовещенска» на какой-то кинофестиваль. Только Владивосток не замечает свои «Меридианы» при достаточно активной культурной жизни. Даются оперы в местной «Мариинке», спектакли в театрах, какие-то перфомансы типа «Пикник на форте», приезжает Гришковец со спектаклями и так далее. А в Благовещенске «Осень» проходит при почти полном отсутствии прочего культурного фона. Фестивалю отданы почти все площадки, у благовещенца варианта два: ехать на картошку или культурно отдыхать в рамках фестиваля.
Сравнивая фестивали, я не буду касаться конкурса антрепризных спектаклей. Мы будем говорить о кино.
Конечно, когда я ехал во Владивосток, мне казалось, что я увижу радикально иной по масштабам фестиваль. Все-таки международный. Все-таки программа на порядок шире. При том, что «Меридианы Тихого» – фестиваль не привозной (как наш), его организуют и проводят местными силами (учредителем его является краевая администрация, руководит фестивалем худрук местного драмтеатра имени Горького Ефим Звеняцкий). Однако, принципиального отличия между фестивалями не обнаружил. Расхождение есть в деталях. О них и поговорим.
Вау-фактор
Любой фестиваль для рядового зрителя начинается со звездной дорожки. Ее состав, ее помпезность определяют вау-фактор (по Пелевину) фестиваля. И, скажу прямо, во Владивостоке дорожка меня сильно не впечатлила. Бедным звездам России и мира здесь (в отличии от равнинного Благовещенска) пришлось карабкаться по короткой и крутой лестнице ко входу в Мариинский театр. Еще и ветер мощный задул в день открытия фестиваля – фуражки у почетного караула сдувало. Наверное, из страха перед всем этим звезды запоздали на полчаса.
Дорожка на «Меридианах» весьма короткая, но зато и звезды здесь не бегут нон-стопом, как на «Амурской осени». Не спеша проходят, стоят, улыбаясь у брендвола, затем идут здороваться с губернатором Кожемяко. Уже приморским. И всё это время новых звезд не объявляют.
Владивосток в три раза больше Благовещенска, но «звездная дорожка» собирает здесь меньше зрителей. И то часть из них – вынужденные. Дело в том, что, пока последняя звезда не пройдет, никого в холл Мариинки не пускают. Так что все, кто пришел на церемонию открытия, стоят снаружи, изображая фанатов.
Что касается калибра звезд, то он мне показался вполне сопоставимым с нашим. После Хабенского по синему ковру шел младший командный звездный состав.
Многих из них – Наталью Бочкареву, Бориса Грачевского и других – мы не раз видели на «Осени».
Да, были иностранцы. И немало. Возможно, даже, что у себя в Чили, Китае, Корее, Таиланде и других странах они крупные звезды. Только свет их в России не так ярок. Заявленного Кристофера Ламберта не было (или я пропустил). Отметить могу лишь завсегдатая «Меридианов» Мэдсена. Конечно, карьера у американца явно не на пике, но он снимался у Тарантино, а для меня это уже золотая медаль.
Кроме главной в рамках фестиваля проводятся еще несколько мини «звездных дорожек». Я был на одной – и это оказалось печальное зрелище. Сначала ты ждешь минут 20, потому что звезда застряла в пробках. Потом она пробегает быстро (опаздывает же!) – и всё. Ну, увидел ты ее чуть ближе привычного, ну, сфоткал ее на телефон. И это всё удовольствие?
Фильмы
А вот программа фестиваля просто огромная. В основном конкурсе участвовали всего восемь фильмов (два – из России), зато в рамках фестиваля показали целый ряд внеконкурсных подборок – я насчитал более полусотни художественных фильмов (российских и иностранных) после чего сбился. А еще короткометражки, документалки.
Охватить всё просто нереально. Я даже не представляю, как всё это можно показать в отведенное время. За дело взялся самый большой кинотеатр Владивостока – «Океан». Фестивальное кино крутили постоянно – почти по 12 часов в день! И в малых залах, и в большом. А большой зал «Океана» – это громада на добрую тысячу мест! Многие фильмы показывали по два раза: можно было выбрать вечерний или дневной сеанс. На один фильм я попал уже на третий показ, и малый зал был заполнен на две трети.
Особо хочу отметить фишку «Меридианов» – показы под открытым небом. Недалеко от «Океана» на открытой сцене каждый вечер натягивали экран и, как стемнеет, крутили там короткометражки и мультфильмы, каждый вечер новые. И «проветриваемый» зал не пустовал: владивостокчане кутались в одеяла, но смотрели. Благо, что короткометражки были интересные. Если глазом зацепился – уйти сразу трудно.
Фильмы на «Меридианах Тихого» интересные. Я в этом году оказался в уникальной ситуации: смог посмотреть часть программы и «Меридианов» и «Осени». И сравнение оказалось не в пользу последнего. Значительность фильма заключается не в размере бюджета и звездности каста, а в его новаторстве, свежем взгляде на кино, глубине затрагиваемых вопросов. То, что я увидел в Благовещенске, слегка, но проигрывало. В основном, это были вполне обычные, прокатные фильмы, тогда как на «Меридианах» кино было гораздо в большей степени фестивальным. Не для расслабона с попкорном между ног.
Неужели организаторы «Амурской осени» не верят в местного зрителя?
«Кухонные» вопросы
Дабы не сочли меня поклонником приморского фестиваля, коснусь немного организации «Меридианов». Она была… обычная. То есть, где-нибудь что-нибудь обязательно «протекает».
По кинотеатру постоянно бегали волонтеры в брендированных тельняшках. Здесь их обилие весьма объяснимо: кругом полно иноземцев, которые на местном не размовляют. Их надо за ручку водить. У нас, на «Осени» такой необходимости нет. Хотя, волонтеры создают, конечно, тот самый вау-фактор.
Волонтеры бывало тупили, ребятам явно было нелегко. На входе один из них протянул мне два бланка для голосования. Завис на миг, потом пояснил: «Ой, я подумал, вас двое», хотя, я шел по коридору один. Видимо, пора мне худеть. На другом фильме девушка-волонтер, объявлявшая картину, перепутала название и страну, хотя, при этом, умудрилась правильно назвать режиссера. Во время просмотра «Большой поэзии» посреди показа картинка зависла, и фильм перезапускали четыре раза.
В общем, «всё, как у людей». Пообщавшись с местными ценителями кино, я услышал традиционный набор жалоб: «вот раньше было лучше, организаторы старались, теперь же по накатанной идут», «волонтеров из первого вагона понабирали». Очень удивила меня следующая претензия: «У нас все-таки тихоокеанский фестиваль, а на конкурс привозят всякие европейские фильмы. То Италия, то Венгрия». Однако! Зажрались приморцы!
Крайне интересно было подмечать нюансы. Фестивали, проходят по одной схеме, но детали различаются. Вот у нас красивые билеты в кино, а у них обычные (зато их можно заказать по Интернету).
Везде раздают бланки для зрительского голосования. Но у нас надо выбрать баллы от одного до пяти, а во Владивостоке просто «да/нет».
Замечательная есть особенность на «Меридианах»: артисты или режиссеры, представлявшие свои картины, после показа оставались в зале и отвечали на вопросы зрителей. Волонтеры бегали с микрофонами, всё было «по-взрослому».
Каково же было мое удивление, когда я вернулся домой и пошел на «Амурскую осень»: здесь тоже ввели подобную практику! После фильма авторы фильма ждали зрителей в фото-зоне. Я до сих пор не уверен, лучше это или хуже. С одной стороны, неформальная среда, не заставляют сидеть в зале всех зрителей. Но с другой – вопрос задать невозможно! Все лезут фотографироваться.
А в завершении хотелось мне остановиться на одном вопросе –
Бабки, бабки
Кино на фестивале «Меридианы Тихого» платное. Билет в малый зал стоил 150 рублей, в большой – 350 и даже 400 рублей. Повторюсь, большой зал – это в районе тысячи мест. Несмотря на плату, фильмы собирали зал. Не всегда полный, иной раз и чуть больше половины бывало. Причем, я так и не уловил принцип: битком забитым мог быть и большой зал, и зал дневного сеанса. Видимо, свою роль играло то: первый это показ или второй.
Я проникся определенным уважением к владивостокчанам, которые готовы платить за хорошее, но явно некоммерческое кино. Да, их город поболее нашего, но и кинозал в тысячу мест – такого у нас не найти.
С другой стороны, я зауважал организаторов «Амурской области», которые уже третий год подряд (как минимум) делают конкурсные кинопоказы бесплатными. Это большое достижение, так сказать, поворот лицом к зрителю…
Зауважал я и, как сглазил. В прошлые годы любой желающий мог с утра прийти в кассу кинотеатра и взять билеты на фильмы – не больше двух в одни руки. Слегка хлопотно, но удобно. Помню, как раньше я приходил в кинотеатр, выбирал места поудобнее. В этом году что-то случилось. В первый день я наткнулся на очередь в три десятка человек. Во второй я пришел в кинотеатр через сорок минут после открытия – и билетов уже не было вообще! На третий день (последний конкурсный день) очередь у входа в кинотеатра начала собираться за полчаса до его открытия.
Спрос явно превысил предложение.
Я поинтересовался на кассе, и мне сказали, что в среднем на фильм дают 40–50 билетов (в зале порядка 150 мест). Ну… как-то маловато даже на такой скромный по размерам и не очень кинолюбивый город, как Благовещенск. И совсем крохи – на фоне «Меридианов». Невольно возникают мысли: а, может, за деньги лучше? Как-то немного это было унизительно – в очереди локтями толкаться за халявой.
А еще лучше – зал побольше. Семнадцатая «Амурская осень» наглядно показала, что наш народ готов к большим объемам! Был же раньше зал в АОДНТ. Прошу считать это официальным обращением рядового кинолюба к организаторам фестиваля «Амурская осень».
Напишите мне в комментариях!
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.