+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

Фильм «Курск»: западная пропаганда или дань памяти, которую мы не можем отдать?

1 июля 2019, 10:42
18
0
Фильм Курск западная пропаганда или дань памяти которую мы не можем отдать

О нашем (отечественном) прошлом стало модно снимать кино. И, пока МЫ выстреливаем в прокат дорогими картинами о великих победах в космосе, спорте или на войне, ОНИ снимают фильмы о наших трагедиях. Пятисерийный фильм HBO «Чернобыль» уже вызвал волнения в кинолюбской среде, теперь вот в прокат вышел фильм «Курск» – о страшной трагедии с атомной подлодкой.

В августе 2000 года подлодка «Курск» затонула в Баренцевом море, погибли все 118 членов экипажа. Спустя 18 лет экранизацию этой трагедии выпустили… нет, конечно же, не в России. Фильм вышел благодаря почти всеевропейским усилиям, но «записан» он на Бельгию и Люксембург. Почему спустя 18 лет? Дело в том, что мировая премьера картины состоялась еще в сентябре 2018 года – как раз сразу за 18-й памятной датой. А в России прокат стартовал почти через год, в период отпусков и ленивых летних блокбастеров.

В России про «Курск», разумеется, тоже снимали. Но только документальные фильмы и в основном до 2010 года. А потом стали потихоньку забывать. И осталась нам в наследство только мем-фраза тогдашнего (да и нынешнего) президента: «Она утонула».

Разумеется, у меня не получится говорить об этом фильме только как о художественном произведении. Это наша история, наша трагедия, в которую ОНИ погрузились своими европейскими руками. Но начну я все-таки с художественности.

Фильм сняли по известному (на Западе) роману Роберта Мура «Время умирать». Не читали? Я тоже. Я вам больше скажу: ни на «Литресе», ни на «Лабиринте», ни где-либо еще я не нашел информации о продаже этой книги. Я вообще не знаю, переводили ли ее на русский язык! Причем в книге нет каких-то особых конспирологий (а существуют весьма экзотические теории, вплоть до торпедирования «Курска» американцами). В одной статье я прочитал, что Мур прямо возлагает вину за гибель подлодки на Путина и руководство ВМФ, которые «развалили державу». В фильме же Путина нет вообще, за всех отдувается бедный фон Зюдоф в адмиральских погонах. Возможно, именно поэтому «Курску» и удалось пролезть в российский прокат. Хоть год спустя, хоть в таком мизерном объеме (в Благовещенске фильм идет в двух кинотеатрах, в малых залах, по одному-двум сеансам в день).

Как я уже говорил, кино сняли общеевропейскими усилиями. В продюсерах замечен сам Люк Бессон. Замечен, потому что «Кинопоиск» выдает список аж из 23 продюсеров! Режиссер, к счастью, всего один – датчанин Томас Винтерберг. У него довольно длинная фильмография. Я видел только «Охоту» – и это сильное, качественное кино. Список актеров тоже велик и тоже исключительно европейский. Среди них весьма известные имена: Макс фон Зюдоф, Колин Фёрт, Леа Сейду. Единственный обнаруженный американец – сценарист Роберт Родат. Между прочим, номинант на «Оскара» и не за что-то там, а за сценарий «Спасти рядового Райана».

Резюме: крепкий состав, который за 20 миллионов долларов мог сделать крепкое кино. Сделал ли? Сложно сказать. Это ведь ОНИ снимают про НАС. Показать Россию всему миру легко, а вот русским – сложно. Вроде бы всё сделано на редкость старательно, но я не мог поверить в показанные в кадре интерьеры. И зацепиться не за что, и признать поражение не могу. Не верю в приличные квартирки (хоть и с коврами), не верю в хор матросов, распевающих псалмы в церкви. А главное – все лица главных героев ну настолько не наши! Мне резало глаза, когда я между кителем и пилоткой российского флота видел эти милые, безупречные европейские лица. В кино снялись бельгийцы, англичане, французы, немцы, австрийцы, датчане, швейцарцы, шведы. Все разные и все не наши. Единственный российский актер – Артемий Спиридонов. Он играет маленького сына главного героя. Зачем? Непонятно. Но он один представил Россию в фильме про историю России.

Насколько я не верил в интерьеры, настолько же сразу поверил в натуру. Северная природа Поморья, а особенно разбитый, запущенный военный городок, – наши на 146 %! При этом я читал, что Минобороны сначала затягивал выдачу разрешения на съемки на объектах, потом вообще запретил. Где же они умудрились найти такой настоящий военный городок?

Самое главное, что нужно сказать о фильме, – никакой клюквы. Никаких тебе «на здоровье» и прочей стереотипной лабуды про русских. Это нормальные люди, даже не особо экзотичные. Они не ужираются водкой и не спят в снегу. Фильм снят с глубоким уважением к людям, которые любят родных, чтут традиции, обладают понятием чести, верности. Которые страдают, опасаясь за своих близких. Клянусь, возникает ощущение, что в фильме создатели тоскуют по канувшей в Лету великой советской империи!

Сюжет картины довольно шаблонен. Вот главный герой и его близкие. Вот галерея сцен, показывающая идеальные отношения – чтобы выгоднее оттенить будущую трагедию. Снято неспешно, без изюминок. Первый акт меня не впечатлил. Затем подлодка выходит в море на учения и – трах-бабах! – очень резкий переход к взрыву. Дальше мы видим две линии. Первая – часть выживших моряков, пытающихся спастись. И здесь всё сделано великолепно. Сопереживание героям зашкаливает. Ситуация тем более ужасна, что зритель знает – они все погибнут. Но так хочется, чтобы этого не случилось.

Вторая же линия – самая дискуссионная. Идет неумелое спасение моряков. Всё поломано, всё не работает, во всем читаются следы постимперского развала. А параллельно еще британский флот в лице Колина Фёрта зудит: пустите нас, дайте нам, уж мы-то их спасем. Гордая бездушная российская госмашина говорит нет, и моряки погибают, не дождавшись помощи.

Есть ли здесь пропаганда? Конечно, есть. Особенно, когда появляются секретные агенты со шприцами и другие элементы демонизации российской власти. Но мне кажется, фильм не слишком отошел от правды. Особенно учитывая, что с правдой про «Курск» всё так сложно. Но известно, что спасательные работы шли больше десяти дней – значит, было кого спасать! И британцы с норвежцами действительно предлагали помощь, а их не пускали.

В любом случае, кто нам мешает снять свой «Курск» – с правильной пропагандой? Снять картину о том, как трагически погибли 118 хороших людей. Отдать дань памяти, сделать так, чтобы их не забыли. Но нет, дань за нас отдают европейцы. Повторюсь, их фильм снят с максимально возможным уважением к погибшим, их близким.

Да, можно сказать, что «Курск» сняли для того, чтобы показать, как в России всё плохо и ужасно. Есть такой момент. Но ведь и факт имеет место быть. «Курск» затонул, людей не спасли. А официальное расследование показало, что подлодка эксплуатировалась с большим количеством нарушений.

«Пусть про свои снимают! Нечего к нам лезть!» – могут воскликнуть оппоненты. Но вот беда, ОНИ снимают и про свои трагедии: «Дюнкерк», «Отель Мумбаи», «Мюнхен», «Жутко громко и запредельно близко». Норвежцы сняли фильм «22 июля» про теракт, совершенный Брейвиком, чилийцы – фильм «33» про заваленных шахтеров. В общем-то, та же «Богемская рапсодия» – это кино не столько про успех и величие группы, сколько про трагедию человека не в самом идеальном обществе.

А что у нас? Мне в голову приходят «Ледокол», «Спитак» и «Мотыльки». Но это же про времена советские, которые, когда выгодно, можно и поругать, и похвалить. А вот про Россию, особенно про стабильную, есть? Подскажите, если я неправ, у нас имеются экранизации про трагедии в клубе «Хромая лошадь», на теплоходе «Булгария», на самолете Як-42 с клубом «Локомотив», на Басманном рынке, на постановке «Норд-Оста», в метро Москвы и Питера, в Крымске? В Беслане или «Зимней вишне», наконец? Зато у нас «Крым» (оценка «Кинопоиска» – 3,012) – мелодраматический политический боевик с бездарной агрессивной пропагандой. Есть комедия «Крымский мост», где посыл был тоньше: ассоциировать Крым не с войной, политическими интригами и агрессивным патриотизмом, а с летом, морем, любовью, радостной жизнью. Да, посыл хороший, но 2,5 балла на «Кинопоиске» красноречиво говорят о том, как он был реализован.

Уважаемые кинопропагандисты, ну хотя бы вы «Курск» посмотрите! Поучитесь, как надо пропаганду делать.

В материале использованы фото: kinopoisk.ru, Lenta.ru, vokrug.tv, spletnik.ru

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.