Когда учебники нынешних учеников окончательно покроются плесенью и пылью, они смогут изучать историю возникновения фашизма в Европе по «Преступлениям Грин-де-Вальда». 1927 год. Где-то там – вдали от Косых Переулков – уже прошел пивной путч в Мюнхене, а Муссолини возглавил правительство Италии. Вот и под кладбищем Пер-Лашез в Париже творится похожее: тайные сборища, манящие полувоенные темные одеяния, притягательные речи о сообществе сверхлюдей (притягательные при условии принадлежности к этой категории).
Пока фашизм выглядит несерьезным, неопасным и даже немного забавным. Но грянет 1929 год – и всё изменится. Половина Европы ляжет под власть «сверхлюдей» почти бескровно, вторую половину утопят в крови. Роулинг и Йейтс не особо поясняют (понимают?) причины возникновения этой страшной страницы истории, зато картинку рисуют зрелищную и эмоциональную.
Поразительно: животные Ньюта Скамандера играют во второй картине гораздо менее заметную роль, а слово «твари» в названии осталось уместным. Только в новом ключе… Вообще, исторические параллели, пусть и завуалированные магическим фоном, можно записать в несомненные достоинства фильма.
А вот остальное – тут сложнее.
Если взглянуть в выходные данные двух картин, то можно их перепутать. Режиссер – один и тот же (пресловутый Йейтс), сценарист – один и тот же (незабвенная Роулинг). Те же продюсеры, оператор, монтажер, композитор. Практически весь список создателей не изменился, как и костяк актерского состава. Да, информация о фильмах различается только датой премьеры! Конечно, я догадался, что в новом фильме старая команда вряд ли сможет удивить нас чем-то радикально новым, неожиданным. Смелых решений можно не ждать. Для нас снимают сериал: крайне дорогой и с перерывами между сериями в два года.
Но я даже не догадывался, насколько я прав! Второй фильм новой серии по вселенной ГП скроили полностью по лекалам первой картины. Сходите на премьеру (а что – фильм красочный, зрелищный – почему бы и не сходить?) и вы увидите, как «Преступления Грин-де-Вальда» по пунктам восстанавливают сюжетный скелет своего предшественника.
Вот славная команда Гарри, Рон и Гермиона… то есть, Ньют, Якоб, Тина и Куинни влипают во все великие и нужные для сюжета события.
А то, что теперь их действиями начинает манипулировать моложавый Дамблдор, только усиливает сходство с первоисточником. Вот обязательная, но ненужная для сюжета сцена ухаживаний за удивительными питомцами Ньюта в его закромах. Вот британец Скамандер с тем самым чемоданчиком ступает на чужие берега. Вот параллельная сюжетная линия какого-то левого героя, который опять от чего-то сильно страдает. Нам непонятно от чего, нам не близки эти страдания, но эта линия к кульминации обязательно сольется с основной в нужный момент. Вот Ковальски и Куинни, которые весь фильм нас веселят, вдруг делают самую драматическую сцену в картине. А в самом конце – бац! – и ультранеожиданный сюжетный твист! Как с Грэйвсом, который оказался Грин-де-Вальдом.
Конечно, копирование не слепое. Видна работа над ошибками. Первый фильм показал, что зрители крайне хотят поностальгировать по Хогвартсу – и вот вам большие сцены в старой ламповой локации! Сцены также для сюжета не сильно нужные, но зритель же их любит! Или Америка. В первых «Тварях» она оказалась не очень интересным сеттингом (особенно, на фоне того же Хогвартса) – и вот нате вам Париж.
Перед нами конструктор. К великому сожалению, в отличие от «Гаррипоттерианы», где за экранизациями лежала весьма цельная книжная основа, «Твари» покоятся на ножках из склеенных спичек. Здесь нет первоосновной идеи, на которую нанизываются герои и события. Есть лишь желание смонтировать успешный блокбастер со всеми необходимыми для этого элементами. А потому, разбирая картину, можно лишь дать оценку этим элементам, но не всему произведению в целом. Его нет. Возможно, оно проявится по завершении всех пяти частей сериала. Пока же мы имеем перед глазами филерную серию, в которой много красивого, много непонятного, но нет ядра, которое могло бы заставить сжиматься от волнения наше сердце.
А элементы в целом неплохи.
Графика и спецэффекты по-прежнему, впечатляют. Очередная порция фантастических тварей хоть и уступает своим собратьям из первой части, но также вызывает восхищение и умиление. Эпичность кульминационной схватки (как очередного обязательного элемента конструктора) поражает обилием красок и звуков.
Новый каст хорош. Джонни Депп, которому нужно вылезать из долгов, старается изо всех сил – только бы его не заменили или не укокошили раньше пятого фильма.
Я опасался, что личность Джуда Лоу затмит персонажа, но Альбус вышел у него очень убедительным.
С главными героями сложнее. Увы, но тройка спутников Скамандера не стала объемнее, а лишь гротескнее: Ковальски еще более неудержимо вызывает хиханьки (и делает это отлично!), Куинни стала совсем безумной, Тина – еще хуже видит очевидное. Но вот сам Ньют стал глубже, интереснее. Перед нами уже не просто асоциальный одержимый зоозащитник, а сильный маг с прошлым, с принципами, с интересами вне магической фауны. Иногда он наивен, иногда на редкость проницателен – и это органично сочетается в персонаже. Также интереснее стал и Криденс. Но его сюжетная арка – это один сплошной спойлер, так что просто поверьте на слово.
А вот сюжет… Прости, Роулинг, но ты всё потеряла! «Преступления Грин-де-Вальда» перенасыщены событиями и персонажами, за которыми трудно следить. В них горы экспозиции, и всё равно очень многое остается непонятным. В глазах персонажей полно драмы, но им трудно сопереживать (разве что кроме новой трагической сцены между Ковальски и Куинни).
Самое главное – за хитрой вязью сюжетных линий не видно главного. Либо это главное мелковато для ожидаемого блокбастера по Вселенной, любимой миллионами.
Каждая часть «Гарри Поттера» (кроме седьмой, где Йейтс уже начал клепать свой сериал) давала нам твердый и ясный финал конкретной истории, а также неистребимое желание идти дальше за полюбившимися героями. Концовка (не финал, а именно концовка) вторых «Тварей» наполняет нас лишь надеждой, что всё самое интересное еще впереди.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.