+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

Рецензия на фильм «Движение вверх»: движение вверх из положения сидя с попкорном на штанах

11 января 2018, 13:42
26
0
Рецензия на фильм Движение вверх движение вверх из положения сидя с попкорном на штанах

Откуда растут ноги у фильма «Движение вверх» про победу советских баскетболистов на Олимпиаде-1972, видно невооруженным взглядом очень близорукого человека. Оглушительный успех «Легенды № 17» не только превратил Лебедева, отметившегося ранее лишь очень неудачным фильмом «Волкодав», в топового режиссера, но еще он показал, что оглушительные победы можно совершать не только на стадионах, но и в кинозале. В чем-то это даже легче, по крайней мере, такие победы можно крутить многократно и билеты продавать.

Хотя не всё так просто. Фильм «Чемпионы» 2014 года не выстрелил совершенно. Я на него ходил, кино приятное, но не более. Поэтому новый «спортивный блокбастер» делали осторожно и по возможности приближенно к культовой «Легенде». А ведь картины весьма непохожие: «Легенда № 17» – биография, где всё заточено на драму и подвиг одного персонажа, а «Движение вверх» – кино о событии, почти фэнтезийная история о пути снизу к великой победе в антураже спортивной тематики. Но оба фильма почти подстрочно раскидали на одинаковые фазы в рамках классического трёхактного сюжета. Даже хронометраж у фильмов почти одинаковый: 133 и 134 минуты.

Явно видно, как скромно и сдержанно сняты первые две трети обеих картин, и как шикарно, дорого и смачно сняты «финальные битвы». Травма хоккеиста Харламова и болезнь баскетболиста Белова. Неуживчивый, но гениальный тренер (и там, и там), подленький чиновник от спорта (и там, и там), супернегативные заокеанские враги, которых надо морщить (и там, и там). Этих «и там, и там» множество. «Финальные битвы» показаны однотипно: игру по теликам смотрят разнообразные зрители, и мы воспринимаем матчи через их эмоции, злодеи-соперники непременно начинают играть подло и грубо. «Ихние» играют ради бабла и тщеславия, а «наши» – только за команду и Родину.

Параллелей действительно чересчур много. Хотя есть и отличия. И главное – это отличная драматургия «Движения вверх». Не сценарий вообще, а именно драматургия образов и взаимоотношений. Авторы не стали зацикливаться на одном герое, не поленились выписать не менее десятка почти равноценных персонажей. Каждый – со своей системой ценностей. Все – со сложной паутиной взаимоотношений внутри коллектива. И это сыграло!

Почти нет черно-белого деления. И у лидера сборной Сергея Белова, и у Паулаускаса, и у солнечных грузин – есть разные оттенки личности. И фильм не спешит сразу судить их. Равно как и нет в фильме (почти до конца) огульной любви к Родине. Этот мотив формируется постепенно и выстреливает как раз, когда надо. Почти все герои по ходу фильма меняются, открывают для себя какие-то истины. Задумываются над смыслом своего существования в этом мире и находят определенные ответы.

Я смотрел фильм и не мог понять: почему в России в спортивном фильме драматургия на порядок выше, чем во многих фильмах, заявленных, как драматические? Как так? И ответ пришел простой и пугающий: а просто не умеют у нас кино писать. И «Движение вверх» потому имеет столь прекрасную историю, что не пришлось сочинять! Реальность оказалась удивительнее и интереснее самых смелых фантазий! И пусть родственники спортсменов требовали запретить показ, обвиняли авторов в искажении истории (в фильме даже пришлось изменить фамилию тренера Кондрашина на Гаранжина), но ведь почти всё в фильме было правдой! Сценаристы лишь аккуратно подтесали изысканный мрамор, придав ему стройную сюжетную завершенность.

Придраться, конечно, есть к чему. Например, за несколько месяцев до Олимпиады сборная СССР проигрывала студенческим клубам Америки, а в финале – вчистую громит сборную США. Создается впечатление, что вся заслуга победы – лишь талант тренера, который изучил врага и всё просчитал. А спортсмены – так себе, придаток. Но как в такое поверить?

Придираться можно, но не хочется. А хочется смотреть, не мигая, на экран, забыть про попкорн и колу. И переживать за своих, которые, преодолевая все трудности, закидывают мячи в корзину!

Хочется почувствовать движение вверх, оставаясь в положении сидя, в уютном мягком кресле.

Киношники давно уже изобрели эту удочку, а мы давно на нее охотно клюем. Мужики с кружкой пива на пузе смотрят на Рокки Бальбоа и так легко верят, что это именно они превозмогают сотни ударов, которые валятся на беднягу Сталлоне, а потом героически побеждают и противников, и судьбу, и все предлагаемые обстоятельства. Девочки, усыпанные заплаканными платочками, смотрят на невзрачную Кристен Стюарт и так легко верят, что это именно их безумно любит красавчик Паттисон – блистающий на солнце вампир. А вся Россия смотрит на невероятные победы советского спорта (советских космонавтов, советских военных – нужное подчеркнуть) и думает, что это ее победы, что это она натягивает пафосную Америку, демоническую Германию или ни в чем не повинную Канаду.

Но это не так. Победы СССР – это не наши победы. Это победы страны, от которой мы отреклись. Потому что вместо 7-го ноября празднуем 4-е, потому что День великой Победы Красной армии мы отмечаем георгиевскими ленточками, потому что вместо идеологии социального равенства мы построили процветающий олигархический режим.

В общем, от Союза отказались, а от побед его – не хотим. Ведь нужны же победы, особенно такому великому и богоизбранному народу, как мы. А их в основном теперь можно заполучить либо из телевизора, либо из кино. Но вот парадокс: победам из ТВ, которые вроде как настоящие, веришь гораздо меньше, чем победам из кино, которые вроде бы всего лишь художественный вымысел.

И кинотеатры России собирают полные залы, а люди смотрят на «золотой бросок» в корзину сборной США и так легко верят, что это именно они выигрывают у всех-всех-всех. На целых два часа можно утонуть в этой иллюзии. Забыть, что там, за стенами кинозала, сборную России отстранили от участия в Олимпиаде, сочинских героев лишили самого драгоценного в мире золота. А еще ракеты падают, и рабочим главной «стройки века» по-прежнему должны зарплату. Разве что «Крым наш».

Это у них там, на бездуховном Западе, англичанин Нолан может снять кино о позорном поражении армии Великобритании под Дюнкерком. Американец Спилберг – фильм «Мюнхен», о той же самой Олимпиаде, только о том, чем Игры 1972 года печально прославились – гибели части израильской сборной от рук террористов.

Но мы не такие – нам победы нужны. Чтобы вдохновиться, преисполниться гордостью и жить дальше со своей действительностью. Уж чего-чего, а побед предков на наш век хватит. В этой связи название нового фильма из этой обоймы – «Движение вверх» – кажется издевкой.

И то, что такие фильмы снимают талантливо, вдвойне опасно. От плохо склепанной иллюзии легче повернуться к реальности. А от красивой – не хочется. Даже мне.

Я не смог уйти из зала до конца титров, когда запустили документальные кадры. Баскетболистов сменили Корбут, Харламов, Бубка, Карелин, Исинбаева – много было их. Сердце щемило, а в голове крутилась мысль о том, что мне очень хочется увидеть американский фильм про этот баскетбольный матч 1972 года. Фильм о том, как на площадку в Мюнхене выходят живые боги мяча и корзины – и в первой же четверти их низводят с небес на землю. Нет, ниже – на уровень отхожей ямы. Боль, растерянность, но униженные звезды NBA находят в себе силы, с трудом и руганью сокращают разрыв… и в последние секунды наконец выходят вперед на одно очко! Но в последний момент в ходе каких-то сложных споров всё меняется. И русские отнимают золото.

Истории поражений воспитывают, а любование былыми победами – лишь греет тщеславие. А если еще победы чужие…

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.