+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

«Матильда»: Фильм-раскраска, или Иногда можно подумать и самому

27 октября 2017, 08:46
18
0
Матильда Фильмраскраска или Иногда можно подумать и самому

Амур.life сходил на премьеру скандального фильма

Поклонская, Поклонская, Поклонская! Давайте сразу отдадим дань этой женщине и ее сторонникам, чтобы больше к ним не возвращаться. Потому что, с одной стороны, эти ребята проделали огромную работу по рекламе фильма «Матильда» (они однозначно заслужили процентов 60 от сборов!). Но, с другой, у всех зрителей теперь завышенные ожидания к картине. Одни ждут от нее откровения, другие – стекающих с экрана демонов. И никто не готов просто поговорить о «фильме в себе», без контекста. Но мы постараемся.

Сходите на «Матильду», друзья, и, скорее всего, вы так и не сможете сказать, что же случилось в начале фильма: повелся ли цесаревич Николай на обнаженную титьку польской балерины либо увидел за этим локальным эксгибиционизмом нечто большее – непосрамленную гордость, дерзкий вызов сильной женщины. В конечном итоге мы так и не сможем однозначно заявить, о чем же нам повествует кинокартина: о непристойной интрижке или о трагичной любви. И это не просчет, а осознанный выбор режиссера Алексея Учителя. Как говорят в этих ваших интернетах: это не баг, это фича.

Фабула «Матильды» разворачивается на фоне исторических событий: крушения поезда с царской семьей, болезни и смерти Александра III, коронации Николая II, Ходынской трагедии – да, маловато, конечно, исторических событий! На первый план выходит любовная история неженатого (!) тогда еще Николая Александровича и известной балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Малозадокументированная история, так что у создателей фильма был простор для фантазии. Ее-то они по полной и включили.

Да, я не очень поверил в увиденное. Ну, не могу я допустить, что после всех пережитых унижений, показанных в картине, бедная гессенская принцесса Аликс (перекрестившаяся в Александру Федоровну Романову) смогла создать крепкую, здоровую, любящую семью. Из себя, мужа и пятерых детей. Заметьте, не притворилась ради императорской короны, а искренне любила мужа, который несколько раз порывался бросить ее.

Самое интересное в «Матильде» то, что с этим своим несогласием вступить в полемику с Учителем мне не удастся. Потому что он ничего не утверждает! Знаете, как делают многие маститые режиссеры? Они берут в руки свой богатый инструментарий и потихоньку, шаг за шагом, заставляют нас испытывать именно те эмоции, которые нам внушают. Мы всегда любим Гамлета и ненавидим Клавдия! И даже не допускаем мысли, что это не наши чувства – нам их незаметно подбросили. А еще мы свято убеждены в том, что эти чувства истинны. Наоборот быть не может.

Так вот Учитель в этом плане с нами не играет. Либо играет гораздо более хитро. Он не встает ни на чью сторону и в каждой сцене оставляет нам свободу для эмоционального маневра. В той же Матильде Кшесинской, которую замечательно сыграла расовая полячка Михалина Ольшанска, при желании можно найти демонические черты коварного суккуба, что искушает рохлю-цесаревича. Но, с другой стороны, возможно, перед нами балерина, которую сам дух светского Петербурга обрек на роль подстилки для высокородных, но девушка упорно борется за свое счастье и самоуважение.

В чуть меньшей степени, но сложны образы и поступки самого Николая, принцессы Аликс, императрицы Марии, поручика Воронцова – и так далее. Одноцветных персонажей в картине можно по пальцам пересчитать. При этом Алексей Учитель ни в коем случае не снял отстраненный холодный фильм! Нет, очень многие сцены вызывают сильные, настоящие эмоции. Просто каждый раз режиссер протягивает нам как минимум две руки, и каждый вправе сам выбрать – взять синюю пилюлю или красную.

Знаете что? В эпоху, когда в России повально снимают дидактические фильмы, в которых нам навязывают «правильную точку зрения» – «Матильда», заставляющая думать и чувствовать самостоятельно, дорогого стоит!

Чтобы не слишком захваливать премьеру, скажу всё же, что у меня язык не поворачивается назвать фильм историческим. И даже не из-за домыслов про интрижку цесаревича. Просто Учитель показывает нам Империю, которая состоит исключительно из дворцов и театров. Да, на это фильм не поскупился. Потрачены километры дорогих тканей, мегатонны изысканных декораций. Сделано всё более чем добротно – глазам больно смотреть на весь этот лоск высшего света. Но где же остальная Россия? Где, так сказать, «страна рабов»? Кадры, показывающие народ, настолько редкие, настолько неискренние и бутафорские, что в них абсолютно не веришь. Даже Ходынская трагедия, мельком вошедшая в сюжет, показана как-то гладенько, чистенько и опрятненько.

Я понимаю, что Учитель снимал не об этом. Но, когда «задник» выглядит столь картонно, заявленное историческое полотно начинает казаться опереттой, в которой какой-то доисторический монарх мечется между страстью и долгом.

Зато режиссер был очень силен в деталях. Мне понравилась его работа со светом, которая дает зрителю возможность почувствовать прошлое на уровне рефлексов. Нам постоянно плохо видно. В одних случаях, кадры заливает солнечный свет из окон, в котором фигуры людей просто растворяются. В других – наоборот резкий полумрак, лица в тени, и воздух кажется густым. А ведь так и жили тогда – во времена свечей и первых весьма слабеньких электрических лампочек.

Еще мне понравилась маленькая шпилька в адрес будущей императрицы Александры. Вроде бы и приехала в дремучую Русь-матушку из просвещенной Европы, а полна суеверий, якшается с какими-то мистификаторами. Замечательный намек на будущее фаворитство Распутина, со всеми вытекающими.

И все-таки самое главное достоинство картины – это образ нашего последнего царя. Николай II в «Матильде» – это не исторический персонаж с портрета. Для одних – Кровавый, для других – Святой. Это всё – клише, навязанные чаяния. В фильме же мы видим не символ, а живого человека – юношу Ники. Обремененного тяжелым долгом, но не обремененного сильным характером. И этот молодой человек всего лишь хочет быть счастливым.

Надеюсь, все знают историю, и никто не сочтет за спойлер информацию о том, что в итоге Николай выбирает долг и принцессу Аликс. В конце авторы «Матильды» ставят для зрителя жирнейшее в истории кинематографа многоточие. И не говорят прямо, правильный это был выбор или нет. Каждый может решить это для себя сам. Конечно, такая концовка резко снижает градус мелодрамы. И выглядит даже несколько беззубо…

Но зато создатели фильма оставляют намек на то, что возможен был и совсем другой вариант: отказ от короны, и частная жизнь со страстной полячкой где-нибудь… в Баден-Бадене, например.

Невозможно, скажете вы? Ну почему же – ведь практически такая же история произошла в семействе Романовых всего за семь десятилетий до того. Брат Александра I, Константин – первый наследник престола, – отрекся от оного ради счастливой жизни с любимой женщиной. Тоже, кстати, полячкой! А на трон сел Николай I. И пошло – декабристы, третье отделение, убийство Пушкина и Лермонтова, поражение в Крымской войне. А кто знает, что было бы, выбери Константин корону.

И кто знает, что было бы, откажись Ники от короны! Совершенно другой император, например, смог бы не довести социальное недовольство в стране до точки кипения. Либо наоборот, жестокой, но сильной рукой утопил бы грядущие бунты в крови. И мы с вами жили бы сейчас в совершенно другой стране – только потому, что Николай выбрал Матильду.

Фотографии взяты из открытых источников.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.