С 6 по 15 октября в Благовещенске пройдут гастроли Приморского краевого драматического театра молодёжи
Этот театр по сравнению с Амурским драматическим, который в этом году будет открывать свой 134-й сезон, совсем молод. В прошлом году он отметил своё 70-летие. Но порой в его стенах случались куда более драматичные события, чем на Амуре. Он скитался по клубам культуры и отстраивался силами рабочей молодежи и пленных японцев. Бурная история Владивостока, случалось, сметала театральные судьбы, словно писала сюжет для нового спектакля. Театр менял имена: был ТЮЗом, носил имя Ленинского комсомола, назывался Камерным театром драмы. Теперь он – Приморский краевой драматический театр молодёжи, и владивостокцы гордятся своим храмом искусства. После каждой премьеры местные театралы обязательно пишут отзывы на местных сайтах информагентств или в соцсетях. Только в Инстаграме у приморской молодёжной драмы – больше 3 000 подписчиков. В октябре театр приезжает почти с двухнедельными гастролями в Благовещенск. Такого местные театралы не припомнят, поэтому приморские спектакли станут новинкой. О своём театре и предстоящих гастролях Амур.life рассказал художественный руководитель Юрий Гончаров.
Дорога к молодёжи была трудной
Первый детский театр в столице Приморья был открыт еще до Великой Отечественной войны. О нем есть упоминание в Большой детской энциклопедии, где указан год открытия – 1930-й. Это был второй по очередности открытия детский театр в советской России, первый был в Ленинграде. Детский театр создали на базе драматического класса музыкального техникума.
Это был настоящий театр, где всем управляли сами дети: делали декорации, шили костюмы, собирали реквизит, играли в спектаклях. Ребята готовы были по первому зову грузить нехитрые декорации и ехать играть спектакль. Из воспоминаний старожилов известно, что знаменитый кинорежиссер Ярополк Лапшин, впоследствии возглавивший Свердловскую киностудию и поставивший такие кинокартины, как «Бешеные деньги», «Угрюм-река», «Демидовы», «Продлись, продлись, очарованье...» и другие, выходил на сцену этого театра, еще будучи мальчишкой шестнадцати лет.
Долгое время театр не имел своей площадки, его передавали из ведомства в ведомство. И только после войны, в 1946 году, решением исполкома Приморского Совета депутатов трудящихся был организован Приморский краевой Театр юного зрителя. Первым спектаклем стала постановка «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.
В 1954 году театр получил постоянную прописку по улице Светланской. Выделив дом 1876 года постройки, краевой Комитет по делам искусств не выделил ни денег, ни квалифицированных кадров на его реконструкцию под театр, так что на стройке семь лет трудились студенты, рабочая молодежь, сами актеры. Тогдашний директор театра Сергей Михайлович Махарадзе с позволения Крайисполкома привлек к строительству даже пленных японцев. Актёры подкармливали их съестным реквизитом, который должен был съедаться на сцене во время спектаклей. И однажды эта снисходительность вылилась в реальный тюремный срок для директора театра и его супруги, актрисы Нелли Махарадзе.
«Они очень хорошо работали, просто здорово... Как-то я приехала в театр с огромной охапкой сирени и, проходя домой, вышла на балкон. А японцы в это время сцену достраивали и были там все вместе. Во мне какая-то шальная мысль пронеслась. Я этот букет как брошу на сцену. Какой крик ликования поднялся. Они что-то восклицали вроде приветствия, восторга и благодарности, они кланялись мне по-восточному и давали мне понять о своем уважении», – вспоминала Нелли Яковлевна.
За «выходку» с сиренью Нелли Яковлевна и ее супруг очень скоро поплатились. На Сергея Махарадзе в Крайком ушел донос. Его быстро обвинили в финансовых махинациях и попустительстве по отношению к врагам социализма и отправили на два года в лагеря строгой изоляции. Актрису же убрали из театра, она покинула Владивосток. Позже, освободившись, к ней приехал муж.
А у ТЮЗа жизнь продолжалась. Позднее коллектив был усилен мастерами из Москвы и Ленинграда. В январе 1992 года ТЮЗ имени Ленинского комсомола был переименован в Камерный театр драмы. Первый спектакль нового театра – чеховская «Чайка» – за один год стал лауреатом трёх фестивалей: Международного театрального фестиваля Тихоокеанского региона, фестиваля ТЮЗов в Екатеринбурге и Московского международного чеховского фестиваля классики в 1992 году. А спектакль «Пугачев» по поэме Сергея Есенина в 1997 году занял первое место на фестивале в Иркутске – «Байкальские встречи с Вампиловым».
За десятки лет существования Театра молодежи в его стенах состоялось свыше 400 спектаклей, воспитано не одно поколение ярких театральных профессионалов, открыто множество новых имен. Наряду с отечественными специалистами на сцене театра работали режиссеры и художники из Польши, Японии, Южной Кореи, США. Гастрольная карта театра впечатляет: Москва, города Сибири, Урала, Дальнего Востока; Армения, Киргизия, Япония, США, Франция, Китай, Южная Корея.
В 2016 году в театре спектаклями «Сверчок за очагом» и «Эмигранты» открылась новая (малая) сцена. Для этого специально было переделано помещение бывшего буфета. Вскоре в полную силу заработала детская театральная студия. Недавно вместе со своими партнерами театр открыл инклюзивную театральную студию, где занимаются и дети-инвалиды. В сентябре на сцене театра будет показан первый спектакль с их участием.
Публике надоела «клубничка» и примитивные комедии. Зритель хочет думать
В среднем в год театр даёт 8 премьер, с учётом малой сцены и детских спектаклей. 1 сентября труппа вышла из отпуска, чтобы вскорости сделать вводы в спектакли и приступить к репетициям. В новом сезоне у театра – «Собачье сердце» молодого режиссёра, актёра нашего театра. Мы дали ему возможность поэкспериментировать.
В планах, помимо новогодней сказки, мы всегда делаем шоу к Новому году для подростков. Ещё будет музыкальный спектакль. Может быть, будет «Опера нищих» Джона Гея. На основе его произведения Брехт написал «Трёхгрошовую оперу». Планируем показать спектакль «Синий кит, гуляющий по крышам», это молодёжная история, её должен поставить молодой режиссёр из Санкт-Петербурга, выпускник мастерской Праудина.
Мы думаем о «Молодой гвардии» Александра Фадеева и ещё об одном масштабном проекте, это будет дальневосточно-приморская тематика, пьеса о рыбаках. Их у нас много, но почему-то никогда в крае не было поставлено ни одного спектакля. Пьеса такая есть, мы её будем ставить в содружестве с нашими рыбаками, чтобы они увидели себя на сцене. Это как дань уважения столь трудной профессии.
Но при всём этом мы очень серьёзно готовимся к гастролям. Благовещенский зритель – очень тонкий и разбирающийся в театре, я это почувствовал, когда в 2010 году ставил спектакль в вашем городе «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Сухово-Кобылина. Это история про брачного афериста. И мы очень хотим порадовать благовещенских театралов хорошими постановками. В Благовещенск приедут 28 актёров, а вместе со вспомогательными службами – 40 человек.
Что такое классика для нас, театра молодёжи? Мы работаем для подрастающего поколения, и школьники, которые, на наш взгляд, должны обязательно знакомиться с классикой. Поэтому в репертуаре театра обязательны и «Капитанская дочка», и «Герой нашего времени». Они не осовременены, идут в традиционной манере: Пугачёв у нас в джинсах не ходит, а дуэль Печорина с Грушницким происходит на дуэльных пистолетах того времени.
Есть разная молодёжь, есть разные проблемы, и есть желание высказаться. На малой сцене мы предлагаем разные нестандартные проекты. Но главное – воспитательный момент обязательно должен присутствовать в нашей работе. Должен сказать, что именно на «Капитанскую дочку» у нас всегда аншлаг. Нас это очень радует, значит, мы нашли правильный акцент, говорим правильными словами, которые молодёжь понимает.
Молодёжи в театр в последнее время пришло много, и эти приобретения очень радуют. С ними можно сворачивать горы, реализовывать смелые идеи. Кроме того, много спектаклей у нас таких, где должна играть молодёжь.
Гастроли Приморского краевого драматического театра молодёжи откроются 6 октября волшебной сказкой «Аленький цветочек», а вечером взрослого зрителя мы пригласим на грандиозную драму «Герой нашего времени», поставленную по классическому роману Михаила Юрьевича Лермонтова.
В Благовещенске мы хотели бы показать спектакли разных жанров: в вечернем репертуаре будет пронзительная история настоящей любви на фоне беспощадного русского бунта – историческая эпопея «Капитанская дочка», музыкальная эпопея «Бабий бунт», поставленная по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова, и последняя премьера театра – постановка «Завтра была война», спектакль, на котором невозможно сдержать слёз...
Постановки для детей также впечатляют: любимые ребятами «Пеппи Длинныйчулок» и «Волшебник Изумрудного города» – эти работы у нас во Владивостоке неизменно проходят с полным аншлагом.
Весьма поучительным и важным для школьников представляется спектакль-игра «Детектив на перекрёстке», в котором в яркой театральной форме рассказывается о правилах дорожного движения.
Мы привезём крайне любопытный спектакль «Халам-бунду» по повести Юрия Полякова, с которым мы очень дружим. У нас идёт спектакль «Одноклассники.ру». Сам Поляков к нам приезжал, ему очень понравилось. Надеюсь, что благовещенскому зрителю он тоже придётся по душе. Упора на комедии и развлечения у нас нет, шуток ниже пояса и всякой «клубнички» тоже. Зрителю сейчас хочется подумать. Ему нужно быть не удивлённым смелостью театра, а приобщённым к ней. Люди хотят что-то сказать и что-то услышать в ответ.
В общей сложности в гастрольном репертуаре будет 9 спектаклей, с некоторыми мы познакомим и жителей Белогорска и Свободного.
Конкуренции с «Амурской осенью» не боимся. Фестивальные антрепризы, которые едут в Амурскую область, они вначале все будут во Владивостоке. Это другой жанр. Кроме того, гастроли – это особенный трепет в актёрской душе. Нужно сыграть так, как в последний раз. Да и цены на наши спектакли гуманные, мы любим и уважаем своего зрителя. Искусство должно быть доступным.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.